"Народ мой" №18 (287) 30.09.2002

ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ
КРАСНЫЙ-АДМОНИ

     Я хочу рассказать об удивительной жизни Григория Яковлевича Красного-Адмони, одного из ярких представителей петербургской еврейской интеллигенции, известного историка еврейского народа и юриста, в судьбе которого, как в зеркале, отразилась великая и трагическая история российского еврейства в ХХ веке.

     Г.Я.Красный-Адмони родился 23 сентября 1881 года в городке Геническ Мелитопольского уезда Таврической губернии. В метрическом свидетельстве, выданном мелитопольским уездным раввином, об этом событии сказано следующее: “... у Феодосийского мещанина из запасных рядовых Нуты Менделева Красного от его законной жены Гинды ... родился сын, коему по совершению над ним тридцатого сентября оного года еврейского обряда обрезания дано имя Гойвиш”.
     Григорий был пятым ребенком в большой патриархальной семье, а всего в ней было девять детей – три дочери и шестеро сыновей. Отец, Янкеф-Нуте, был николаевским солдатом, прослужившим в царской армии 25 лет. По семейным рассказам, происходил он из Литвы и в возрасте девяти лет был похищен из дома ловчиками – вербовщиками русской армии. Так он оказался в числе кантонистов – малолетних еврейских солдат. По воле царя Николая I этих детей должны были путем пыток и истязаний склонить к переходу в православие. Янкеф-Нуте прошел через все ужасы солдатчины и остался верующим евреем.
     Учеба в гимназии была закрыта для еврейской молодежи из-за процентной нормы. Оставался единственный путь к образованию – сдача экстерном за весь гимназический курс. В 1899 году семнадцатилетний Григорий успешно сдает экзамены в симферопольской гимназии. В свидетельстве о приписке к призывному участку, выданном Феодосийской городской управой 13 июля 1899 года, упоминается прошение “отца его Нуты Красного” о том, что “... Феодосийский мещанин Гойвиш Нутович Красный... закончил специальный курс в Симферопольской гимназии”.
     Перед Григорием открылась перспектива получения университетского образования. Университетский диплом давал единственный шанс вырваться из замкнутого круга бесправия, созданного в Российской империи для своих еврейских подданных. В 1901 году он становится студентом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета.
     Началась удивительная студенческая жизнь. Наряду с учебой на факультете восточных языков, где выдающийся русский востоковед профессор В.А.Хвольсон сразу обратил внимание на незаурядные лингвистические способности пытливого студента, Григорий Яковлевич слушает курсы и на историко-филологическом факультете. Обладатель прекрасного тенора (ему даже пророчили карьеру оперного певца), Григорий Яковлевич берет уроки оперного пения в Консерватории.
     В годы учебы в университете, наряду с активным занятием наукой, начинается и работа Григория Яковлевича в еврейском национальном движении, чему способствовали встречи с Бяликом, Жаботинским, Дубновым, переросшие в многолетнее сотрудничество. Начинается и публицистическая деятельность в различных еврейских органах печати. Он публикует статьи, посвященные различным аспектам жизни российского еврейства.
     Вопрос гражданского равноправия российского еврейства остро стоял для Г.Я.Красного-Адмони, как и для всей еврейской интеллигенции. Поэтому начавшиеся в 1905 году революционные волнения были встречены с энтузиазмом, поскольку давали надежду на получение еврейским народом в России гражданских прав. Г.Я.Красный-Адмони был избран старостой факультета восточных языков и вошел в состав старостата Санкт-Петербургского университета – первый в истории русских университетов орган студенческого самоуправления.
     Однако прокатившиеся по всей России небывалые погромы, организованные черносотенцами при полной поддержке властей, сопровождавшиеся зверским насилием над еврейским населением, перечеркнули все эти надежды.
     В 1906 году Григорий Яковлевич блестяще завершил учебу в университете. Перед Григорием Яковлевичем, как одним из наиболее одаренных выпускников, открывалась перспектива остаться при университете для подготовки к профессорскому званию. Его наставник, выдающийся востоковед В.А.Хвольсон, ходатайствует об этом. Но против Г.Я.Красного-Адмони вновь встали антисемитские законы. Согласно им, еврей не мог быть принят на русскую государственную службу. Решение не вызвало у него колебаний – он отказывается от научной и государственной карьеры. Востоковедение, которым он был искренне увлечен и которому собирался посвятить жизнь, стало для него недоступно.
     И тогда он решает в кратчайший срок овладеть профессией, доступной еврею в России. Одной из немногих таких профессий являлась адвокатура. Он ставит задачу сдать экстерном экзамены за курс юридического факультета университета. Незаурядные талант и трудолюбие позволили ему за полгода решить эту труднейшую задачу. Уже осенью 1907 года он был удостоен диплома первой степени юридического факультета Харьковского университета.
     Перед Г.Я.Красным открылся путь в адвокатуру. 22 марта 1908 года он получает от Совета присяжных поверенных при Санкт-Петербургской судебной палате свидетельство о зачислении в список помощников присяжных поверенных, а на основании определения Санкт-Петербургского коммерческого суда от 29 сентября 1910 года имя его вносится в список присяжных стряпчих этого суда.
     В последующие годы наиболее ярко раскрылся незаурядный дар Григория Яковлевича как общественного деятеля и историка еврейского народа. Он участвует в работе Общества по распространению просвещения между евреями в России, Еврейского историко-этнографического общества, Общества для научных еврейских знаний. Немалый интерес представляют и его историко-филологические исследования, в частности работа о связи поэзии Данте-Алигьери с творчеством еврейского поэта Иммануила Римского. Григорий Яковлевич публикует и свои стихи – под псевдонимом Раин. Публикации Красного-Адмони, опубликованные под различными псевдонимами и разбросанные по различным изданиям, еще ждут своего исследователя.
     Одним из главных событий в научной жизни Красного-Адмони стало участие в издании Еврейской энциклопедии, выходившей в издательстве Брокгауза и Эфрона. Этот фундаментальный труд, первое энциклопедическое еврейское издание на русском языке, по сей день считается непревзойденным по ширине охвата и глубине исследований всех аспектов истории и культуры еврейской цивилизации в мире и в России. Красный-Адмони входил в состав общей редакции Энциклопедии, был редактором первого (библейского) раздела и автором не менее двадцати фундаментальных статей.
     Начавшаяся Первая мировая война и хлынувший из прифронтовой полосы поток еврейских беженцев, насильно выселявшихся русскими войсками, определил основные направления правозащитной и благотворительной деятельности Г.Я. По инициативе общественности был образован Комитет помощи жертвам войны (ЕКОПО), в составе которого Г.Я.Красный-Адмони безвозмездно оказывал помощь беженцам.
     Февральская революция 1917 года, принесшая равноправие российскому еврейству и разрушившая черту оседлости, была встречена с энтузиазмом. Однако Г.Я.Красный-Адмони, как отмечает его сын В.Адмони, был одним из немногих, кто с большой тревогой говорил о будущем развитии событий – как историк он хорошо понимал, что русские антисемиты не остановятся перед геноцидом еврейского народа. Последующие события только подтвердили самые мрачные его опасения.
     Октябрьский переворот Красный-Адмони, выступая в 1921 году в петроградском Доме литераторов на обсуждении сборника “Смена вех”, охарактеризовал следующим образом: “25 октября 1917 года русский СКИФ захватил всю полноту власти, уничтожил буржуазию, культуру, интеллигенцию, в уверенности, что он творит великое дело. Но ... интеллигенция не для защиты своих миллионных вкладов очутилась в оппозиции к советской власти. И теперь, когда советская власть ищет мира даже с буржуазией, пора понять, что мир с интеллигенцией еще важнее мира с буржуазией...” (Летопись Дома литераторов, 1921, №3, с.11).
     В феврале 1919 года открылся Петроградский еврейский университет. Преподавали в нем лучшие научные кадры города, в том числе такие выдающиеся ученые, как С.Лозинский, С.Дубнов. Г.Я.Красный-Адмони был удостоен профессорского звания и читал курсы лекций: Древнейшая и древняя история евреев, а также по ТаНаХу.
     По инициативе Красного-Адмони были созданы архивные комиссии по истории погромов в России и по исследованию процессов о “ритуальных убийствах”. В состав последней комиссии входили четыре еврейских ученых (С.Дубнов, Г.Красный-Адмони, Г.Слиозберг, Л.Штернберг) и четыре русских (В.Дружинин, Л.Карсавин, С.Платонов, Блинов). Ими был подготовлен том документов по Гродненскому ритуальному процессу 1816 года, который так и не был опубликован.
     Итогом работы этой комиссии стали два тома документов, подготовленные под руководством и под редакцией Красного-Адмони и вышедшие в свет в 1919 и 1923 году. Дальнейшая работа по этой столь взрывоопасной теме была запрещена советскими властями.
     Первый том “Материалов для истории антиеврейских погромов в России” посвящен кровавым погромам, прокатившимся по югу России в 1881 году. Во втором томе опубликованы документы по Кишиневской резне 1903 года. Этот фундаментальный труд, многие годы при советской власти закрытый для исследователей, по сей день остается потрясающим обвинительным заключением против русского антисемитизма.
     Фактологической основой этого труда являются секретные документы Российского министерства внутренних дел. После революции эти архивы на короткий срок стали доступны для исследователей, после чего вновь были закрыты. Обнаруженные документы позволили коллективу еврейских ученых выявить и раскрыть сложный механизм разжигания ненависти к еврейскому народу и организации кровавых погромов в России. В последнее время, в связи публикацией Солженициным книги “Двести лет вместе”, труд “Материалы для истории антиеврейских погромов в России” вновь стал предметом ожесточенной дискуссии с черносотенцами.
     В двадцатые годы советские власти уже неприкрыто проводят политику уничтожения еврейской культуры. Одним из первых результатов этого стало закрытие в 1925 году Петроградского еврейского университета. Университетская профессура пыталась добиться отмены этого решения. Три ведущих профессора: Красный-Адмони, С.Лозинский и М.Марголин обратились в ЦИК СССР с предложением открыть в Ленинграде Всесоюзный еврейский исследовательский институт, однако и эта инициатива была отвергнута властями. Тем самым был ликвидирован последний оплот еврейской науки в Ленинграде, а его ведущие ученые были вынуждены навсегда оставить исследования в этой области. Г.Я.Красный–Адмони возвращается в адвокатуру. В 1925 году он вступил в Ленинградскую коллегию адвокатов, в которой состоял до ухода на пенсию в середине пятидесятых годов. В 1927 года рождается дочь Инна (1927-1999), названная так в память матери Григория Яковлевича – Гинды-Баси.
     Террор 30-х годов лишил Красного-Адмони многих близких и друзей. В 1932 году был арестован и подвергнут пыткам брат Михаил, крупный ученый-лесовод. М.Я.Красный прошел все круги ГУЛАГа и был реабилитирован в 1956 году. В 1941 году был арестован по доносу старший сын Иоганн. Все эти годы Григорий Яковлевич оказывал юридическую и материальную помощь семьям репрессированных.
     Война застала Красного-Адмони в возрасте шестидесяти лет. Забота о дочери вынудила его вместе с семьей покинуть Ленинград в конце сентября 1941 года, когда над городом уже нависла угроза блокады. Они очутились в Сибири в небольшом шахтерском городке Киселевске, где нашлась работа адвоката. Осенью 1944 года Григорий Яковлевич вместе с семьей вернулся в Ленинград.
     После войны на российское еврейство обрушился новый удар – кампания по борьбе с космополитизмом. Красного-Адмони изгоняют из коллегии адвокатов. Но в то же время он с великой радостью встречает рождение Государства Израиль.
     В 50–60-е годы чудом уцелевшая в годы сталинских чисток еврейская общественность предпринимает новые попытки сохранить и возродить еврейскую традицию. Красный-Адмони участвует в жизни ленинградской еврейской общины, в его доме бывают раввин Лубанов, общинные деятели С.Простаков, Г.Печерский, один из первых активистов алии А.Бланк. Григорий Яковлевич оказывает юридическую помощь Дынкину, осужденному якобы за шпионаж в пользу Израиля, а на самом деле с целью запугивания советских евреев, стремившихся выехать в еврейское государство. Григорий Яковлевич консультирует известного востоковеда Ксению Старкову, занимавшуюся изучением Кумранских рукописей.
     Вместе с габаем ленинградской синагоги Г.Печерским он неоднократно подавал петиции к советским властям с просьбой об открытии курсов изучения иврита и еврейской истории. Сейчас трудно понять, что сам факт подачи таких петиций был в то время актом редкого гражданского мужества, ведь изучение иврита и еврейской истории воспринимались властями как антисоветская подрывная деятельность...
      В 1964 году состоялся суд над будущим Нобелевским лауреатом поэтом Иосифом Бродским. Заметную роль в защите опального поэта играл сын Григория Яковлевича, известный ученый-германист В.Адмони. Красный-Адмони вместе с сыном неоднократно обсуждал юридические аспекты защиты Бродского.
     В эти годы Григорий Яковлевич увлеченно работает над драматургическими и прозаическими произведениями. Из-под его пера выходят рассказы и пьесы, сюжеты которых основаны на реальных событиях его богатой юридической практики. Особое место в творчестве Г.Я.Красного-Адмони занимает пьеса “Урия-Хетт”. К сожалению, эти произведения до сих пор остаются неопубликованными.
     Григорий Яковлевич Красный-Адмони скончался 1 марта 1970 года и похоронен на еврейском участке кладбища Жертв 9 января в Ленинграде.

Александр ШУЛЬМАН
Сайт создан в системе uCoz