"Народ мой" №20 (289) 31.10.2002

СЛОВО РАВВИНА

“Девятнадцатое Кислев... праздник,
который выкупил с миром душу нашу,
и свет и жизненность души нашей
были даны нам.
Этот день - Новый год хасидизма...”
(Из письма ребе Шолом Дов-Бера).

     В этом году 19 Кислева (24 ноября) мы уже в ДВЕСТИ ЧЕТВЕРТЫЙ раз отметим Праздник освобождения 1-го Любавичского Ребе раби Шнеур-Залмана. Прошедшие столетия принесли и унесли множество дат и имен, но эта дата и это имя бережно хранятся в нашей общей исторической памяти. Чем же они так важны и дороги каждому еврею?
     19-й день месяца Кислев – день освобождения Алтер Ребе из Петропавловской крепости, куда он был заключен за распространение хасидизма.
     Алтер Ребе – раби Шнеур-Залман родился 18 Элула 5505 года (1745) в небольшом белорусском городке Лиозно, неподалеку от Витебска. С ранних лет он проявил выдающиеся способности в изучении Торы. В 13 лет раби Шнеур-Залман получает почетное имя “гаон”.
     В то время центром хасидизма был городок Межеричи (в Полесье, на Украине), где проповедовал Магид – раби Дов-Бер, преемник основоположника хасидизма раби Исроэля Баал-Шем-Това (БеШТа). Вот к нему-то в Межеричи пешком из Лиозно и отправился раби Шнеур-Залман.
     Восхищенный глубокой образованностью и духовной силой Межеричского Магида, раби Шнеур-Залман возвратился в Витебск пламенным хасидом и приверженцем идей БеШТа, открывшего новые пути служения Вс-вышнему. Баал-Шем-Тов говорил: “Тот, кто живет в радости – выполняет волю Творца. Цель всей моей жизни на земле – показать моим братьям, как можно служить Б-гу с радостью и весельем. Ибо тот, кто наполнен радостью, полон любви к людям и ко всем созданиям”. Пути, открытые Баал-Шем-Товом, раби Шнеур-Залман развил и сделал доступными простому народу.
     В 1798 году страшное испытание выпало на долю Алтер Ребе, ставшего к тому времени духовным наставником евреев. Он был обвинен в государственной измене и заточен в Петропавловскую крепость. Причиной тому оказался донос, в котором призыв к евреям оказывать денежную помощь своим братьям в Эрец-Исраэль был интерпретирован как помощь враждебному тогда России государству – Турции.
     В праздничную неделю Суккот 5559 года (1798) в Лиозно прибыл военачальник с солдатами, чтобы арестовать Алтер Ребе. Перед арестом раби Шнеур-Залман написал письмо своим последователям, в которым призывал сохранять спокойствие и стойкость и надеяться на Вс-вышнего, а если необходимы будут страдания, то он примет их на себя.
     В Петропавловской крепости Ребе пробыл 53 дня. Все это время специальная комиссия тщательно расследовала имеющиеся материалы, и все это время арестанту угрожала смертная казнь.
     Однако результаты расследования показали, что нет никаких оснований подозревать Алтер Ребе в каких-нибудь политических преступлениях. Сам раби Шнеур-Залман писал: “Б-г помогал мне ответить на все достаточно убедительно”.
     Во вторник, 19-го Кислева, в камеру Алтер Ребе вошел начальник тюрьмы и сообщил, что по указу царя его выпускают на свободу.
     “Великое сотворил Б-г на земле, – писал впоследствии раби Шнеур-Залман, – и возвеличил Свое великое и святое имя. От Б-га случилось так, чтобы именно мы удостоились этого за заслуги по отношению к Святой Земле и ее поселенцам”.
     Сегодня хасидизм ХаБаДа – мировое движение, а труды Алтер Ребе, особенно излагающая основы хасидизма книга “Тания”, изучаются евреями во всем мире.
     День освобождения раби Шнеур-Залмана из тюрьмы называют Новым годом хасидизма. Объединяя евреев, этот праздник придает им силы для изучения Торы! И так уже более двухсот лет!

Раввин Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР
Сайт создан в системе uCoz