"Народ мой" №20 (289) 31.10.2002

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК
СЕМЕН МАНДЕЛЬ

     95 лет назад, 27 октября 1907 года, родился великолепный художник театра и кино Семен Соломонович Мандель. Представить себе театральный Ленинград 60-х годов без художника Манделя просто невозможно. Семен Соломонович делал декорации, кажется, во всех театрах, оформлял все городские праздники на стадионах, в парках. Фантазия художника была неистощима на выдумки, неожиданные решения. Но при всем разнообразии выразительных средств Мандель был верен себе, неповторимость индивидуальности художника ощущалась во всех его работах.
     Мандель был удивительно театрален: его декорации никогда не превращались просто в фон для сценического действия. Они были неотъемлемым компонентом спектакля, обязывали исполнителей и постановщиков к определенному ритму и стилю поведения. Декорации Манделя вполне можно назвать функционально-драматургичными.
     Для художника не существовало неразрешимых задач: он умел быть лаконичным и точным, условным и достоверным одновременно, широко использовал новые материалы, возможности театрального освещения и механизмов. Он мыслил театрально…
     И это никого не удивляло, потому что он пришел в театр вовсе не из художников, а наоборот, после окончания театрального (киевского) института стал художником… киностудии. Мандель оформил около сорока кинофильмов, среди них “Русский вопрос”, “Музыкальная история”, “Антон Иванович сердится”, “Свадьба”.

 
Эскиз костюма учителя к спектаклю
"Местечко Лоденю" Л.Первомайского.
Киевский гос. украинский драм. театр
им. И.Франко. 1932
Эскиз декораций к спектаклю "Римская комедия"
Л.Зорина. Ленинградский Большой драматический 
театр им. М.Горького. 1965

     Как театральный художник Мандель раскрылся в Ленинграде. Он удивительно хорошо понимал режиссеров, он сам был всегда как бы сорежиссером. Строя декорации, он одновременно строил и мизансцены в этих декорациях. Мандель был всегда в движении, и никто никогда не мог предположить, каково будет новое неожиданное решение мастера.
     Это был на редкость скромный, добрый, честный человек. Он был неспособен обманывать ни в жизни, ни в искусстве. Мандель мог ошибаться, но никогда не лгал. Его искусство было очень добрым, а творческие силы казались неистощимыми. Он скончался в 1974 году в самом расцвете творческих сил. Театральное искусство очень многим обязано художнику Семену Соломоновичу Манделю.

М. С.
Сайт создан в системе uCoz