"Народ мой" №20, 31.10.2002 - "Некуда" №10, октябрь 2002

СОШЕСТВИЕ В БЕЗДНУ,
или “ИЗБРАННИК” ПАВЛА МЕЙЛАХСА

     В одной из бесед с Соломоном Волковым, Бродский, обсуждая поэзию Фроста, сказал, что, по его мнению, американская публика так и не поняла своего классика, ибо его стихи должны вызывать страх, а не аплодисменты. Негласное звание “американского поэта № 1” Фросту присудили те, кто его... не прочел. Хвалебные отзывы критиков, трёп об истинно американском оптимизме поэта и т. д. – всё исходило от непонимания того концентрированного одиночества и боли, свойственного фростовскому мировосприятию. Если вдуматься, “случай Фроста” в литературе не единичен: нечто подобное происходило всегда.
     После знакомства с книгой Павла Мейлахса “Избранник”, у меня возникло ощущение, что истории суждено повториться. Мейлахса, скорее всего не прочтут. Просматривая рекламного характера аннотацию, тиснутую, для привлечения покупателя прямо на обложке, с суеверным ужасом увидел: “на петербургском литературном небосклоне зажглась звезда первой величины”, и “откровенная, иступленная проза”, и что-то там еще. Вероятно, рецензент восхищался автором совершенно искренне, а не по долгу службы, но, тем не менее, я был неприятно удивлен. Создавалось впечатление, что писателя приняли за очередного самобичевателя, сумевшего оригинальным способом вывернуть себя наизнанку. В том, что это самобичевание тоже, по всей видимости, никто не усомнился – все, с кем мне довелось обсуждать “Избранника”, были уверены, что автор автобиографичен и его герои суть он сам. Поражало и то, что прочитавший говорил, подводя итог: “Получил огромное удовольствие!”
     Удовольствия тут не больше, чем от удара под дых, но ощущение это приходит после. Первое же, что поражает, захватывает тебя полностью, это не содержание, а форма. Ничего, на первый взгляд, оригинального: ни многоэтажных предложений в духе Толстого или Томаса Манна, ни нарочито кратких конструкций, эдакой скупости современной, ни избытка жаргонизмов. Текст как текст. Если попытаться определить стиль, то ничего, кроме реализма, честно говоря, в голову не приходит, но... Все дело именно в “но”, в той изюминке, что делает текст неповторимым. В подробностях. Любая страница, любой абзац переполнены деталями, впечатлениями, вспышками воспоминаний, и каждая из них – маленькое откровение. Каждая подробность сама по себе – история: архипелаг чернильных пятнышек на пальцах от шариковой ручки, ощущение меловой пыли на руке дежурного, стирающего с доски, позеленевшая пенопластовая крошка, болтающаяся у берега залива, жесткая фольга пробки на бутылке с дешевой водкой, чайная заварка, разлитая по кухонному столу. Каждая мелочь, как пароль, как условный сигнал, вызывающий в сознании читателя цепочку очень личных ассоциаций. Любая деталь кажется знакомой, любое переживание – своим. Кайф “узнавания себя”.
     Ветхая литература одарила нас образом “маленького человека”, советская – “социально сознательного” человека. Герой Мейлахса всегда конченый человек. Не важно, только ли вступает он в “большую жизнь”, как тринадцатилетний старшеклассник из повести “Придурок”, или разменивает четвертый десяток, он все равно обречен. Причем судьба обрекает его не на какие-то сверхъестественные муки, а всего лишь... на жизнь. На бытие-прозябание в данной шкуре, в данном мире, в данной реальности: “Жалею ли я о чем-нибудь? Нет. Это и бессмысленно. Все равно все было бы примерно так же. Что я имею в виду? Быть президентом или бродягой – это то же самое? Для меня – да. Все равно – плоть, ткань существования, существования как такового, осталась бы точно такой же. Я ненавижу существование. Его ткань, плоть, не знаю, как еще сказать”. В общем, соловей – птица, роза – цветок, дуб – дерево, Россия – наше отечество, смерть неизбежна (знал Набоков, какие эпиграфы подбирать к своим романам!).
     Герой Мейлахса одновременно и неряшлив, и брезглив. Мнительность его гипертрофирована. Всякое неприятное впечатление, звук, слово, прыщ на лице – все это может причинить ему смертные муки, и не моральные, а физические. До боли, до тошноты и слабости в ногах. Но при этом он также сверхчувствителен к любому светлому моментику бытия, к самой маленькой подачке со стороны равнодушного бога. Такой чувствительностью обладают поэты, однако его герои похожи на старого еврея из анекдота, который утверждал, что он “почти певец”. – Почему “почти”? У вас есть слух? – Слух есть. Голоса нет.
     Несмотря на неспособность “быть” из-за полного отсутствия воли (впрочем, “не быть” они тоже не решаются), герои повестей, вошедших в “Избранника”, обладают удивительным даром. Они полностью пассивны. В их пассивности угадывается некое оправдание миру, человечеству, страданиям, смерти. Единственная ненависть, какую они способны испытывать, более того, лелеять – к самим себе. Конченого человека не ждет никакой катарсис, поскольку страдания слишком привычны ему, чтобы через них очиститься. Это воздух, которым он дышит. Его итог, его спасение в другом. Он должен суметь полюбить свой собственный ад. Думаю, что каждый отважившийся “получить удовольствие” от прочтения любой из четырех повестей должен морально подготовиться к тому, что сам он не более чем персонаж, созданный Мейлахсом для своей новой книги. Так или иначе – оставь надежду, всяк...

Ф. Садовников
Сайт создан в системе uCoz