"Народ мой" №21 (290) 14.11.2002

ЛЮТЕРАНЕ И ИУДЕИ: ОПЫТ ДИАЛОГА

     С 29 по 31 октября в нашем городе проходил семинар “Лютеране и иудеи: опыт и перспективы совместной жизни национальных и религиозных меньшинств”. Семинар был организован совместно Евангелическо-лютеранской церковью России и Еврейской ассоциацией Санкт-Петербурга (ЕАСП).
     После трагических событий в Америке 11 сентября 2001 года и недавнего захвата заложников в Москве стало ясно, что для борьбы с экстремизмом необходимы не только координация спецслужб государств, но и консолидация всех здоровых, миролюбивых сил планеты. Но такая консолидация невозможна без открытого и честного диалога между людьми разных национальностей, рас, конфессий. Об этом говорили все участники семинара. Его работа началась с минуты молчания, во время которой все участники могли — каждый по-своему — прочесть поминальную молитву по невинным жертвам, погибшим во время освобождения заложников в Москве.
     Семинар открылся выступлением гостя из Женевы, консультанта Всемирного еврейского конгресса профессора Жана Гальперина. Профессор Гальперин отметил, что настоящий диалог, то есть диалог, в котором собеседники выслушивают друг друга, начался между христианами и иудеями только после Шоа, Катастрофы европейского еврейства. В постулатах иудаизма, подчеркнул проф. Гальперин, мы находим основу такого разговора, ибо евреям заповедано “видеть Б-га в чужеземце”. Архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви д-р Георг Кречмар напомнил слушателям, что, при всех принципиальных теологических различиях, евреев и христиан объединяет ТАНАХ, и поэтому фундамент для совместного диалога заложен уже изначально. По его мнению, у еврейских и христианских теологов есть общая задача — продолжать новейшие исследования Ветхого Завета.
     Остро актуальным был доклад протоиерея о. Владимира Федорова. Отец Владимир сосредоточил свое внимание на вопросах, связанных с проблемами духовного образования молодежи. Интеллектуальная честность православного священника вызывает уважение: с его точки зрения, элементы иудаизма должны быть включены в дисциплины школьного, богословского и религиоведческого образования. После его выступления на семинаре развернулась дискуссия по проблемам преподавания религии в государственных школах, в частности — преподавания нового предмета “Основы православной культуры”. Отец Владимир убежден, что в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, наравне с этой дисциплиной должны изучаться и основы других религий, в том числе и иудаизма.
     Ряд докладов носил ознакомительный характер, и это было весьма полезным для каждой из участвующих в диалоге сторон. Так, Давид Раскин рассказал об истории существования еврейской общины Петербурга со времени ее возникновения вплоть до нашего времени. О структуре и функциях современной еврейской общины города говорил директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель. Аналогичный доклад об истории лютеранской общины, ее современном состоянии, целях и задачах сделал Александр Пастор, президент Генерального Синода Евангелическо-лютеранской церкви России. В ходе прений определилась общность проблем строительства национальных общин, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Участники семинара констатировали, что существует общее поле для сотрудничества между общинами города, и это сотрудничество необходимо поддерживать и развивать.
     Президент Ваада России профессор Михаил Членов выступил с докладом “Развитие иудео-христианских отношений за последние годы”. Он подчеркнул, что на практике еврейско-лютеранский диалог перерастает в еврейско-немецкий диалог, и поэтому определяющими компонентами таких встреч становятся не теологические проблемы, а социальные аспекты существования этноконфессиональных общин.
Синагога и церковь.
Франц Химерле, 1999.
Установлено в музее Дахау.

     С особым волнением было выслушано сообщение немецкого пастора Генриха Бауэра, настоятеля лютеранской Церкви примирения в Дахау. Генрих Бауэр — сын пастора, которому в 1937 году нацистские власти запретили служить в церкви. В 1943 году он погиб в боях под Сталинградом. В 1967 году в Дахау на месте нацистского лагеря уничтожения, где за время войны погибло 206 тысяч узников, в том числе 36 тысяч советских граждан, открылась Церковь примирения. Название церкви призвано свидетельствовать о том, что одна из заповедей христианства — любовь к миру. В музее памяти жертв нацизма, расположенном в Дахау, поставлен памятник “Синагога и церковь”. Он символически напоминает, что в основе христианства лежит иудаизм. Пастор Бауэр подробно рассказал о деятельности церкви, направленной на борьбу с проявлениями антисемитизма. По мнению священника, иудео-христианский диалог может способствовать преодолению ксенофобии в немецком обществе.
     Об актуальности этой проблемы в России говорилось в докладе Евгения Мороза “Религиозные конфессии и неоязычество в современном мире”. В нашей стране как грибы растут языческие секты и общества, пропагандирующие и антисемитизм, и антихристианство. Историк полагает, что у лютеран и евреев есть общий противник — это современное язычество.
     Семинар завершился общим чтением на древнееврейском, русском и немецком языках одного из псалмов Давида. Подводя итоги семинара, Александр Пастор отметил, что за три дня совместной работы мы лучше узнали друг друга, артикулировали общую проблематику, и выразил надежду, что сотрудничество между двумя общинами Санкт-Петербурга будет развиваться и крепнуть.

Лев АЙЗЕНШТАТ
Фото М. Хейфеца
Сайт создан в системе uCoz