"Народ мой" №21 (290) 14.11.2002

Светлая личность БЕРА БОРОХОВА.
Последние дни его жизни в  Киеве.
К 85-летию со дня смерти

     Основы сегодняшнего государства Израиль заложены российским и украинским еврейством. Первыми тремя президентами страны были уроженцы России и Украины. К ним надо еще добавить таких неповторимых премьер-министров, как Леви Эшкол, Голда Меир и др. Первые национальные еврейские поэты – Хаим-Нахман Бялик и Саул Черняховский также были родом с Украины.
     ...Февральская революция 1917 г. нашла должный отзвук в сердцах еврейского населения. Повсюду происходили массовые еврейские митинги и демонстрации. В Одессе по улицам маршировали батальоны еврейских солдат с бело-голубыми еврейскими флагами. Вслед за солдатами двигалась толпа, собравшая более 150 тыс. евреев. В Киеве во время сионистской демонстрации перед зданием Городской Управы (Думы) были вывешены бело-голубые знамена. Городской оркестр исполнял “Хатикву”. Более 100 тыс. евреев Киева и близлежащих городов и местечек участвовали в этой демонстрации. Еврейские массы были в восторге и в отличном настроении оттого, что произошла революция, т. к. они верили, что свобода и демократия придут в Россию, и произойдет национальное возрождение Эрец-Исраэль.
     Но весенний период перемен оказался коротким. На смену Февральской пришла Октябрьская революция с кровавой гражданской войной, сопровождаемая страшными погромами. Потом наступила продразверстка, которая была направлена против крестьянства, еще больше заострившая отношения между селом и городом. И как всегда, первыми жертвами оказались евреи, жившие в местечках, где располагалась большая часть украинского и русского еврейства.
     Дикие гонения на бывших членов еврейских партий, которые длились до распада системы, явились причиной молчания евреев на долгие годы. Молчание это имеет место и по сегодняшний день. Их называют молчаливыми евреями.
Членский билет партии
"Паалей-Цион". Надпись:
"Еврейские пролетарии
всех стран, объединяйтесь
под знаменем Паалей-Цион"

     В те времена деятельность партии левых “Поалей-Цион” играла большую роль в еврейской жизни. Можно с уверенностью говорить, что теоретическая работа Бера Борохова “Классовые интересы и национальный вопрос” была знакома не только евреям, но и всей украинской социалистической интеллигенции.
     Приведу такой факт. Во время выборов в польский Сейм в 1919 году партия “Поалей-Цион” провела в г. Хелме своего депутата. Партия получила тогда 37 тыс. голосов. В Сейм прошел известный деятель “Поалей-Циона” доктор Ицках Шипер. Между прочим, мои родители Аврам и Роза Берманы были с ним хорошо знакомы, и он часто посещал Ровно. Еврейских голосов в г. Хелме и районе оказалось недостаточно. В селах вокруг г. Хелма жили украинцы и несколько украинских учителей, знакомых с работой Бера Борохова, агитировали крестьян голосовать за партию “Поалей-Цион”.
     Бер Борохов всегда являлся для меня легендарной личностью. Моя мама в свои гимназические годы жила в г. Дубно Волынской губернии и часто гостила у своей старшей сестры Зины, жившей в г. Золотоноша Полтавской губернии, куда Зина вышла замуж за известного купца Наума Рабиновича. Бер Борохов, родом из Золотоноши, находился в дружеских отношениях с семьей Рабиновичей. Там моя мать и познакомилась с Бером Бороховым. Они часто встречались, часами вели беседы на интересные политические темы. Впоследствии она с восторгом рассказывала мне о своих встречах с Бером Бороховым.
     В весенний период 1917 года, когда Бер Борохов находился в Америке, его товарищи по партии “Поалей-Цион” призвали своего лидера вернуться в Россию. Не раздумывая долго, он стал собирать чемоданы в обратный путь.
     В то опасное время, когда Атлантический океан был, в буквальном смысле, усеян минами, Бер Борохов вместе с женой, пребывавшей на последнем месяце беременности, и с 4-летней дочкой, отправился на родину. По дороге, в Стокгольме жена родила сына. Бер Борохов, опасаясь за жену, тогда заявил о том, что нужно в столь нелегкое время изменить свою жизнь. “Я – солдат еврейского рабочего движения”, – говорил он. В пограничном между Швецией и Финляндией городе он пишет письмо вождю всемирного союза “Поалей-Цион” тов. Ниру, что очень обеспокоен тем, сможет ли сотрудничать, т.к. до него дошли слухи, что “Поалей-Цион” в России поддерживают большевики, а он, Бер Борохов, близок к идеям Плеханова.
Бер Борохов.
Открытка 20-х годов.
Польша.

     Бер Борохов прибыл в Киев в самый разгар февральской революции. Он работает без устали, создает в Киеве совет национальных меньшинств, пользуется большим авторитетом не только в еврейских, но и в российских, украинских и польских общественно-политических кругах, в среде социалистов и социал-демократов. Бер Борохов был прекрасным оратором, владел в совершенстве четырьмя языками – украинским, русским, идишем и английским. Его выступление в Киевском оперном театре, где он говорил около трех часов, произвело большое впечатление на тысячи киевлян. В своей речи Бер Борохов много внимания уделял вопросам национальных меньшинств на Украине. Киевские газеты опубликовали очень хорошие отклики на его выступления в оперном театре, театре Соловьева, и других местах. Бер Борохов был большим другом языка идиш. Он хотел, чтобы открывались еврейские школы с углубленным изучением еврейского языка, пропагандировал еврейскую литературу и культуру на идише и иврите.
     В последний раз Бер Борохов выступил на съезде “Поалей-Цион” в Киеве. Он буквально заболевает от объёма работы. Известный политический и общественный деятель Нахман Майзл навещает его в это время и предлагает Беру Борохову написать коротко об истории еврейской литературы. Бер Борохов соглашается, несмотря на то, что его архив еще в пути, пока в Киев не прибыл. Он обещает создать этот труд за две недели.
     Но, к сожалению, судьба распорядилась по-иному. Большая и светлая личность Бера Борохова преждевременно угасла. Он умер вскоре после описываемых мною событий. На его могильной плите друзья сделали такую надпись: “Научный социализм, социалистическая еврейская культура, социалистическое общество в Палестине – это бороховизм”.
     В 1963 году Советское правительство разрешило перевезти останки Бера Борохова с запущенного Лукьяновского кладбища Киева в Израиль.
     Учась в Киевском медицинском институте, я состоял в дружеских отношениях с доцентом этого института Моисеем Франкфуртом, несмотря на то, что он был старше меня на много лет.
     Нас с ним объединяла любовь к родному языку идиш. Мы всегда, если позволяли обстоятельства, могли часами беседовать на идише о еврейской культуре и литературе. В молодости профессор Моисей Франкфурт был ярым сторонником “Поалей-Ционистов”. Он был лично знаком с Бером Бороховым и являлся его большим поклонником.
     До 1963 года, когда могила его еще находилась на Лукьяновском кладбище Киева, мы с М. Франкфуртом в месяце элул приходили и клали камушек на могилу великого еврейского вождя, светлой личности Бера Борохова.

Д-р Харитон Берман,
г. Белая Церковь
Сайт создан в системе uCoz