Светлая личность БЕРА БОРОХОВА.
Последние дни его жизни в Киеве.
К 85-летию со дня смерти
Основы сегодняшнего государства Израиль заложены
российским и украинским еврейством. Первыми тремя президентами страны были
уроженцы России и Украины. К ним надо еще добавить таких неповторимых премьер-министров,
как Леви Эшкол, Голда Меир и др. Первые национальные еврейские поэты –
Хаим-Нахман Бялик и Саул Черняховский также были родом с Украины.
...Февральская революция 1917 г. нашла должный
отзвук в сердцах еврейского населения. Повсюду происходили массовые еврейские
митинги и демонстрации. В Одессе по улицам маршировали батальоны еврейских
солдат с бело-голубыми еврейскими флагами. Вслед за солдатами двигалась
толпа, собравшая более 150 тыс. евреев. В Киеве во время сионистской демонстрации
перед зданием Городской Управы (Думы) были вывешены бело-голубые знамена.
Городской оркестр исполнял “Хатикву”. Более 100 тыс. евреев Киева и близлежащих
городов и местечек участвовали в этой демонстрации. Еврейские массы были
в восторге и в отличном настроении оттого, что произошла революция, т.
к. они верили, что свобода и демократия придут в Россию, и произойдет национальное
возрождение Эрец-Исраэль.
Но весенний период перемен оказался коротким.
На смену Февральской пришла Октябрьская революция с кровавой гражданской
войной, сопровождаемая страшными погромами. Потом наступила продразверстка,
которая была направлена против крестьянства, еще больше заострившая отношения
между селом и городом. И как всегда, первыми жертвами оказались евреи,
жившие в местечках, где располагалась большая часть украинского и русского
еврейства.
Дикие гонения на бывших членов еврейских партий,
которые длились до распада системы, явились причиной молчания евреев на
долгие годы. Молчание это имеет место и по сегодняшний день. Их называют
молчаливыми евреями.
|
Членский билет партии "Паалей-Цион". Надпись: "Еврейские пролетарии всех стран, объединяйтесь под знаменем Паалей-Цион"
|
В те времена деятельность партии левых “Поалей-Цион”
играла большую роль в еврейской жизни. Можно с уверенностью говорить, что
теоретическая работа Бера Борохова “Классовые интересы и национальный вопрос”
была знакома не только евреям, но и всей украинской социалистической интеллигенции.
Приведу такой факт. Во время выборов в польский
Сейм в 1919 году партия “Поалей-Цион” провела в г. Хелме своего депутата.
Партия получила тогда 37 тыс. голосов. В Сейм прошел известный деятель
“Поалей-Циона” доктор Ицках Шипер. Между прочим, мои родители Аврам и Роза
Берманы были с ним хорошо знакомы, и он часто посещал Ровно. Еврейских
голосов в г. Хелме и районе оказалось недостаточно. В селах вокруг г. Хелма
жили украинцы и несколько украинских учителей, знакомых с работой Бера
Борохова, агитировали крестьян голосовать за партию “Поалей-Цион”.
Бер Борохов всегда являлся для меня легендарной
личностью. Моя мама в свои гимназические годы жила в г. Дубно Волынской
губернии и часто гостила у своей старшей сестры Зины, жившей в г. Золотоноша
Полтавской губернии, куда Зина вышла замуж за известного купца Наума Рабиновича.
Бер Борохов, родом из Золотоноши, находился в дружеских отношениях с семьей
Рабиновичей. Там моя мать и познакомилась с Бером Бороховым. Они часто
встречались, часами вели беседы на интересные политические темы. Впоследствии
она с восторгом рассказывала мне о своих встречах с Бером Бороховым.
В весенний период 1917 года, когда Бер Борохов
находился в Америке, его товарищи по партии “Поалей-Цион” призвали своего
лидера вернуться в Россию. Не раздумывая долго, он стал собирать чемоданы
в обратный путь.
В то опасное время, когда Атлантический океан
был, в буквальном смысле, усеян минами, Бер Борохов вместе с женой, пребывавшей
на последнем месяце беременности, и с 4-летней дочкой, отправился на родину.
По дороге, в Стокгольме жена родила сына. Бер Борохов, опасаясь за жену,
тогда заявил о том, что нужно в столь нелегкое время изменить свою жизнь.
“Я – солдат еврейского рабочего движения”, – говорил он. В пограничном
между Швецией и Финляндией городе он пишет письмо вождю всемирного союза
“Поалей-Цион” тов. Ниру, что очень обеспокоен тем, сможет ли сотрудничать,
т.к. до него дошли слухи, что “Поалей-Цион” в России поддерживают большевики,
а он, Бер Борохов, близок к идеям Плеханова.
|
Бер Борохов. Открытка 20-х годов. Польша.
|
Бер Борохов прибыл в Киев в самый разгар февральской
революции. Он работает без устали, создает в Киеве совет национальных меньшинств,
пользуется большим авторитетом не только в еврейских, но и в российских,
украинских и польских общественно-политических кругах, в среде социалистов
и социал-демократов. Бер Борохов был прекрасным оратором, владел в совершенстве
четырьмя языками – украинским, русским, идишем и английским. Его выступление
в Киевском оперном театре, где он говорил около трех часов, произвело большое
впечатление на тысячи киевлян. В своей речи Бер Борохов много внимания
уделял вопросам национальных меньшинств на Украине. Киевские газеты опубликовали
очень хорошие отклики на его выступления в оперном театре, театре Соловьева,
и других местах. Бер Борохов был большим другом языка идиш. Он хотел, чтобы
открывались еврейские школы с углубленным изучением еврейского языка, пропагандировал
еврейскую литературу и культуру на идише и иврите.
В последний раз Бер Борохов выступил на съезде
“Поалей-Цион” в Киеве. Он буквально заболевает от объёма работы. Известный
политический и общественный деятель Нахман Майзл навещает его в это время
и предлагает Беру Борохову написать коротко об истории еврейской литературы.
Бер Борохов соглашается, несмотря на то, что его архив еще в пути, пока
в Киев не прибыл. Он обещает создать этот труд за две недели.
Но, к сожалению, судьба распорядилась по-иному.
Большая и светлая личность Бера Борохова преждевременно угасла. Он умер
вскоре после описываемых мною событий. На его могильной плите друзья сделали
такую надпись: “Научный социализм, социалистическая еврейская культура,
социалистическое общество в Палестине – это бороховизм”.
В 1963 году Советское правительство разрешило
перевезти останки Бера Борохова с запущенного Лукьяновского кладбища Киева
в Израиль.
Учась в Киевском медицинском институте, я
состоял в дружеских отношениях с доцентом этого института Моисеем Франкфуртом,
несмотря на то, что он был старше меня на много лет.
Нас с ним объединяла любовь к родному языку
идиш. Мы всегда, если позволяли обстоятельства, могли часами беседовать
на идише о еврейской культуре и литературе. В молодости профессор Моисей
Франкфурт был ярым сторонником “Поалей-Ционистов”. Он был лично знаком
с Бером Бороховым и являлся его большим поклонником.
До 1963 года, когда могила его еще находилась
на Лукьяновском кладбище Киева, мы с М. Франкфуртом в месяце элул приходили
и клали камушек на могилу великого еврейского вождя, светлой личности Бера
Борохова.
Д-р Харитон Берман,
г. Белая Церковь
Сайт создан в системе
uCoz