"Народ мой" №22 (291) 28.11.2002

О чем нам Ханука рассказала

     Это произошло двадцать два века назад. Группа еврейских зелотов из рода священников восстала против греческого правления в Иудее, поведя за собой народ на эллинизированных коллаборационистов и их хозяев. Одержав победу над врагом, вошли зелоты-маккавеи в Храм с намерением зажечь светильник и службу обновить. Но удалось им найти масло, достающего количеством всего на один день, а приготовление новой порции семи дней требовало. Не стали маккавеи ждать, а совершили освящение немедленно. И было чудо им: горел светильник восемь дней.
      С тех пор евреи в эти дни зажигают в домах свечи в память о чуде победы и чуде освящения. В первый день одну свечу, во второй – две, и так до полноты восьмеричной. Цифра семь указывает на жизненный цикл обычный семи дней недели, а восьмерица олицетворяет надрассудочную и надприродную ступень. “С той стороны зеркального стекла…”
 &nbsxp;   Подробности событийные найти можно в Книге Маккавеев, включенную в некоторые издания Библии. Мы же отправимся на поиски внутреннего смысла случившегося. Без понимания его не выйдем мы за узкие рамки восприятия восстания маккавеев как успешного примера национально-освободительной борьбы против империи. Знание летописи никак не даст нам ответа на вопрос, что праздник Ханука поведать может в эти дни Израилю, миру в целом и душе всякой.
     Принятое в традиции название Ханука переводится часто как “освящение”, но будет точнее “обновлением” его определить. Словно иссякли силы иудеев под гнетом великой светской державы. И как дошли люди до предсмертной точки порабощения, восстали. И свершилось сверхъестественное: кучка подвижников малочисленная разбила эллинизированную олигархию из рода Израиля и также полчища заморских колонизаторов. Сила малая верх одержала над силой великой. В подобие свершившегося в Храме: количество масла малое восемь дней светило. Всем законам мирской силы вопреки.
     Праздник Ханука последним был по хронологии из утвержденных мудрецами Торы. Они учили нас, что смысл его особую значимость иметь будет для Израиля и мира всего в дни возвращения евреев из последнего изгнания. Их взгляд направлен был к нашим дням из глубины веков.
     Ограничивающие весть Хануки национальными рамками не ведают сути противостояния извечного Иерусалима и Афин. Город Святой олицетворяет веру в Г-спода незримого и непостижимого, но раскрывающегося в проявлениях Его правдоискателям. Связь живая с Творцом превозносится над природой вселенной и человека. Душа над телом властвует, а откровение разум предваряет. Это модель иерархического управления с непреложным приматом духовного.
     Израиль наших дней встал перед выбором между Иерусалимом и Афинами в зримой отчетливости. Справедливо замечают его радетели, что в войнах 1948 года и 1967 сбылось чудо победы малочисленных над сонмищем врагов. Но не последовало за этим духовного обновления. Напротив, влияние афинского западничества усилилось и привело даже к утере большей части территориальных завоеваний.
     Нам возразят, что цивилизация Афин знавала и мысль глубинную, и красоту созидания. В Священном Языке слово Греция (Яван) переводимо как болото. В псалме Давида мы намек на Грецию находим: “И взял меня из омута бурлящего и из брения болота…” (40:3)*. Назвав великую державу “брением болота”, нам указали древние на несколько отличных свойств ее. Поскольку влага на мудрость намекает, то мы признаем сразу явления философского разума в их среде. Не отмахнешься от них запросто, назвав безблагостным прахом.
     Еврейский мыслитель прошлого века, известный под псевдонимом Сфат Эмет ("язык истины"), писал: “Брение болота – намек на чудо Хануки, когда Израиль греками порабощен был, и мудрость вся их зиждется на привычном и природном без обновления”. И в этом суть. Были у греков Протагор с софистами, видевшие в человеке мерило всему, положив основы демократическому человекопоклонству. Были мыслители, вознесшиеся над мифологией и над релятивизмом. Но даже последние отождествляли божественное только с обустройством первичного хаоса. Однако ни один из них не дошел до таинства Творения ex nihilo – сущее из несущего. Отсюда и отрицание Откровения и созерцания духовного. Отсюда и неверие в обновление, неверие в суть Хануки.
     Более того, в псалме предсказано развитие цивилизации Афин. Все брение, где мудрость рационалистическая перемешана с тягой к материализму, засасывает человека в низменное, а не совершенствует его. Таков взгляд обобщенный на явление Афин, бросивших вызов Иерусалиму. Все лучшее в рационализме греческом в болото всасывается и в испод тянет. Так и красота их, доведенная до мерзости извращений. Конечной точкой их цивилизации становится низменность бездумная.
     Добавим, что болото всасывает. Оно манит своей внешней красотой. Так и весь мир идолов рынка, пробуждающий в человеке чувство тяги и соблазна от самых низин его естества. Но пробуждает немедленно. Вся реклама построена на этом.
     Путь Иерусалима с самоограничения и жертвенности начало берет. Эгоизм потребителя чужд Городу Святому. Духовное подвижничество усилий требует. Оно ведет к откровению, когда Б-г незримый и не сущий проявлениями Своими душу человека возвышает до связи живой.
     Иерусалим не отвергает разума человеческого и красоты природы. Он подчиняет их служению высшей цели. Об этом Ханука и повествует. Вместо знакомых в природе времени семи дней нам открывается ступень восьмая. Ее не видит человек в “брении болота”, она сокрыта, как и Б-г сокрыт для непосвященного. Для постижения ее мы не предадим забвению семь дней или природные таланты наши. Каждый день свечой освятим, каждое событие и стремление переосмыслим. Ради ступени восьмой, которую назвать мы можем воскресением.
     Маккавеи урок преподнесли нам незабвенный. Стремление к ступени надрассудочной дает силы горстке людей целую империю одолеть. И не в безумие они впали, но знали законы мироздания. Истинное подвижничество и разум расширит и силу даст на поле боя. Не зря говорят: “Одно слово правды весь мир перетянет”.
     В наши дни зримы все знамения Хануки в их негативных проявлениях. Есть мировая сила бездуховности, подчинить себе вселенную норовящая. Она сумела низвести в болото все, что когда-то было красотой и славой Запада. Философия, музыка, живопись и литература до низменности низринуты, до дикарства. Зато преуспели носители зла как никогда прежде в порабощении людей соблазном мелкого эгоизма. Система их слаженной видится и устойчивой. Страх в людей вселяет. На то и празднуем мы Хануку восемь дней, чтобы напомнить свечами, зажженными во мраке вечернем, о силе духа, побеждающей количество любое качеством своим. Иерусалим Афины победит, как победил в те дни – двадцать два столетия назад.
     Пусть каждый обнаружит в своей душе сосуд небольшой, где масло неиспорченное хранится. Зовите его точкой в сердце или искрой Б-жией. Но он живет в душе и в совести и часа ждет, когда обладатели его воспользуются даром высшим. И если это масло загорится, то сосуды новые откроются и присоединятся в обновлении освященном.
     И пусть победит Иерусалим в Иерусалиме, чтобы примеру его последовали все правдоискатели планеты. Особо важно Хануку понять в эти дни, когда все пути перепробованы, и все идолы предстали в безжизненной “красе”. Только в отчаяние не впадать и в безразличие. Восстать, как маккавеи восстали, сосуд чистый найти и светом озарить весь наш печальный мир.

Авигдор ЭСКИН
7 ноября 2002 г.


     * В русской традиции – 39 псалом.
Сайт создан в системе uCoz