"Народ мой" №22 (291) 28.11.2002

Еврейский мир
в почтовых открытках

     Современный человек относится к открыткам с некоторым пренебрежением. Во-первых, средства связи конца ХХ – начала ХХI века позволяют поздравить родственников и знакомых если не по Интернету, то хотя бы по телефону. Во-вторых, большинство нынешних открыток с изображением огромных букетов цветов выглядит банально и неинтересно. А вот раньше...

     Сотрудники Еврейского научно-исследовательского центра “Петербургская иудаика” показали нам совсем иные открытки, и небольшие кусочки бумаги из частных коллекций оказались свидетельствами истории, срезами жизни начала ХХ века, частью культуры наших бабушек и дедушек.
     Выставка “Еврейский мир в почтовых открытках” открылась в Еврейском культурном центре “На Никитской” в Москве, после чего, мы надеемся, с нею смогут познакомиться и в других городах. Здесь экспонируются 220 открыток, выпущенных в 1900–1917 годах. Почему взят именно такой период? Раньше открыток с еврейской тематикой просто не было: первая подобная карточка была отпечатана в 1897 году, через 27 лет после “дня рождения “ почтовой открытки как таковой. Издательство “Дом еврейской книги” при содействии Еврейского Агентства в России выпустило альбом, в который вошли все эти маленькие, но очень важные памятники прошлой жизни.
     – Мысль, которая не всем очевидна, – начинает экскурсию по выставке один из ее организаторов, Валерий Дымшиц, – евреи тоже люди и тоже посылают друг другу открытки. В начале нашего века открытка была очень распространена, это был элемент массовой культуры обычного человека. Причем самыми активными потребителями открыток в Российской империи были именно евреи. Почему? Ну, во-первых, чтобы написать открытку, надо как минимум уметь писать. В те годы самый большой процент грамотных людей был среди еврейского населения. Интересно, что во время свадьбы устраивали своеобразные испытания для жениха, проверяли его знания. Так вот, необходимый минимум знаний включал умение написать адрес по-русски. Понимаете? Сам текст открытки мог быть написан на любом языке: идише, иврите, – а почта работала только на русском. Когда началась массовая эмиграция в Америку, появилась следующая ступень – умение написать адрес по-английски. Во-вторых, чтобы послать открытку, надо иметь в другом городе родного, близкого человека. Евреи же постоянно переезжали с места на место, так что адресатов у них было много.

Кусочки жизни еврейских местечек.

     На открытках оживают события минувших лет. Вот раздел выставки “Круг жизни”, рассказывающий о традиционных еврейских праздниках, о житейских событиях. Часто на них подчеркивается единство еврейского народа во времени и пространстве. Вот, например, открытка “В синагогу”. Идет старый еврей, бородатый, в длиннополой одежде и меховой шапке-штраймл, впереди идут его сын с женой, одетые по последней европейской моде. Они такие разные – но все идут в синагогу. Или поздравительная открытка к Рош ха-Шана, посвященнная обряду Ташлих. На берегу реки стоят приказчик, купец, ремесленник, коробейник, врач – представлены возможные профессии евреев того времени. И все они с равным энтузиазмом отрясают в воду карманы.
     Кусочки жизни еврейских штетлов. Есть открытка с домом еврейской общины в Санкт-Петербурге и с великолепным зданием хоральной синагоги в Смоленске. Есть и с изображением синагоги в Сестрорецке: на открытке обычный дачный поселок, и понять, какой из трех домов – синагога, невозможно. Поездка в Сестрорецк ничего не даст – деревянное здание не сохранилось.
     А вот довольно интересная, порой забавная и умилительная серия – изображения евреев из разных мест за “чертой оседлости”. Жители Бухары кажутся создателям открыток обитателями волшебной, удивительной страны. И юный бухарский еврей в парадном костюме выглядит как сказочный принц. Или вот открытка с бородатым горцем. На нем одежда с газырями, внушительный кинжал за поясом – судя по всему, это воин. Но под мышкой у него рулоны с тканью – значит,он коробейник. А о том, что он еврей, мы узнаем только из надписи.
     Подобной эклектичностью отличается и одежда персонажей открыток, посвященных первым еврейским поселенцам в Эрец Исраэль. Смесь привычной русской и более удобной в жарком климате арабской одежды, итальянские шляпы общеевропейских мачо, кинжалы и пистолеты за поясом и пулеметные ленты на груди. Это подчеркивание маскулинности не так смешно, как грустно – ведь не зря, ох, не зря евреи Эрец Исраэль таскали на себе столько оружия.

Жажда свободы и доля раба.

     Часть открыток с еврейской тематикой печаталась не для евреев – они создавались для русских ради того, чтобы донести до них хоть какую-то крупицу знаний о народе Израиля. Например, есть серия “Евреи – герои Отечественной войны”. Или серия “Русские люди о евреях”: портреты князя Петра Долгорукова, драматурга Леонида Андреева и их высказывания в защиту еврейского народа.
     На открытках оживают многие события начала ХХ века. Мы видим, что волновало людей в то время, чему они посвящали свои поздравления, ради чего вкладывали средства в бумагу и типографские мощности. А волновал их, например, процесс над гомельскими евреями. В 1903 году бойцы еврейской самообороны оказали вооруженное сопротивление погромщикам – из 36 бойцов 23 были осуждены. Битва за их свободу шла жаркая, и об этом говорит открытка под названием “Защитники Гомельского процесса” с изображением двенадцати адвокатов. На другой карточке обвиняемые “Кутаисского дела” 1879 года – девять грузинских евреев, которых заподозрили в ритуальном убийстве. Была тогда такая “мода” у царского правительства: обвинять иноверцев в человеческих жертвоприношениях. Со старых открыток на нас глядит лицо самого знаменитого обвиняемого того времени, Менахема-Менделя Бейлиса, и пяти присяжных поверенных, которые добились-таки его оправдания. Однако открытка-карикатура в память о деле Бейлиса несколько грустная: Мендель освобожден и уехал в Америку, но сколько еще евреев остались на территории Российской империи и сколько еще впереди погромов и “кровавых наветов”!
     Оживают на открытках начала века и знаменитые люди прошлого: “дедушка еврейской литературы” Менделе Мойхер-Сфорим, писатели Ицхок-Лейбуш Перец и Шолом-Алейхем, создатель эсперанто Людвик Лазарь Заменгоф, легендарный кантор Гершон Сирота, актеры Эстер-Рохл Каминская и Рафаил Адельгейм, пейзажист Исаак Левитан, террористка-народоволка Софья Гинзбург, пианист-виртуоз Иосиф Гофман и многие-многие другие. Помните ли вы их? Помните ли строфу Шимон-Шмуэля Фруга, воспроизведенную на одной из открыток:

Друг мой, я вырос в чужбине
Холодной
Сыном неволи и скорби
Народной, -
Два достоянья дала мне судьба:
Жажду свободы и долю раба.
     Первые семнадцать лет ХХ века. Время, когда народ Израиля имел только эти два достояния – жажду свободы и долю раба. Время, когда абсолютное большинство евреев рождалось, росло и умирало “в чужбине холодной”. Но в это же время в Эрец Исраэль зарождались первые еврейские поселения, а в разных странах галута появлялись яркие умы, ученые, писатели, художники и музыканты. Они создали огромный культурный пласт, важный не только для народа Израиля, но и для всего человечества. И обо всем этом – на маленьких кусочках бумаги, собранных в альбоме “Еврейский мир в почтовых открытках”.
Яна МАЕВСКАЯ

* * *

     В Калининграде завершила работу выставка “Еврейский мир в открытках”, организованная Еврейским агентством в сотрудничестве с обществом “Иудаика Петербурга”.
     В дни работы выставки были прочитаны лекции по истории Эрец Исраэль, о сионизме и истории еврейского народа. Также состоялись открытые дискуссии на актуальные темы жизни израильского общества.
     Представитель Еврейского агентства на северо-западе России Марина Концевая сообщила, что в настоящее время в Калининграде проживает около 6 тысяч евреев. Из-за разногласий между Россией и Европейским Союзом относительно визового режима для жителей Калининграда существуют серьезные трудности для евреев-жителей Калининграда, желающих репатриироваться. Им приходится сначала добираться на автобусе до Варшавы и уже оттуда лететь в Израиль.
     Несмотря на сложности, жизнь еврейской общины Калининграда не замирает, работают еврейский общинный центр и молодежный клуб.

Семен ДОВЖИК

Пресс-служба Еврейского агентства

Сайт создан в системе uCoz