"Народ мой" №22 (291) 28.11.2002

ТРОП(АМИ) ГИЛЕЛЯ
Посмотрите в глаза Ханы
и ее сыновей

     Праздник Ханука или Освящение весьма противоречивый и спорный сегодня праздник. Кто-то его искренне любит, а кто-то так же искренне ненавидит. Почему?
     Напомним события: много лет назад народ Израиля был вассалом Греции. Несмотря на то, что греческая администрация никогда никаких намеков на политическую автономию не давала, евреи не бунтовали и жили тихо и мирно. Но когда вопрос вырос из политического и касался уже контроля над иудаизмом, а если быть точными – касался запрещения еврейского культа, тогда разразилось кровавое восстание, которое сейчас всем так хорошо известно, и которое превозносится многими исследователями как важнейшее, если не считать восстание Бар-Кохбы, да и иудейско-римские войны вообще.
     Выходит, и это покажется для многих новым, что восстание произошло не просто из-за желания обрести более чем абстрактное понятие “свобода”, не из-за территорий, политических амбиций и желания самоутвердиться, хотя, бесспорно, этот факт также присутствовал, но из-за опасности нависшей над иудаизмом, для сохранения Субботы, для продолжения возможности соблюдать Кашрут, ради исполнения заповедей Торы. Можно с уверенностью сказать, что Ханука праздник религиозный более, чем политически приписываемый ему смысл. Интересно!?
     “Верую потому, что абсурдно”, – говорил известный оппонент иудаизма Тертуллиан из Карфагена. Не будет ли данная формула вполне применима к Хануке, а может и к некоторым другим праздникам? Не будет преувеличением сказать, что многое, сохраненное для нас поколениями, пронесенное ими через страх, ужас, смерть, унижения и издевательства, все то, что профильтровалось через реконкисту и печи Освенцима (прошу простить за столь “популярное” сравнение) сейчас никому не нужно и считается приятным дополнением к “нормальной цивилизованной жизни”. Интересно!? В лучшем случае, борцы за двухтысячелетнее еврейское счастье оказались наивными, глупыми мальчиками, которые хотели как лучше, а получилось…
     Сейчас, если спросить многих из нас, в какой стране вы хотели бы жить, каким вы видите Израиль, в который собираетесь уехать, то многие из нас, ответили бы, что-то вроде: “сильный”, “демократичный”, “толерантный”, etc. Список можно продолжить. Уверен, что эти ассоциации – калька с двух регионов мира – с США, как образчика демократических порядков, и Европы, как показателя образованности и терпимости. (Последнее, как впрочем и первое, сомнительно). Покажется ли Вам странным, что в современном Израиле, стране, безусловно, пока еще не демократичной, но всеми силами стремящейся к этому, праздник Ханука празднуется с большим усердием. Если говорить образно, то одна сторона праздника связана с поздравлениями, всевозможными здравицами в адрес руководства страны и подарками, а вторая, более глубокая, связана с памятью о народном героизме, в утверждении религиозного плюрализма и стремлении к исполнению национально-духовных целей.
     Весьма нет. Странным это не покажется. А зря. Вам известно о спортивном обществе “Маккаби”. Это общество знает весь еврейский мир. Мы не можем принимать участие в мировой олимпиаде. Нам нельзя этого делать. Мы создали свою олимпиаду. Это фраза по уровню абсурда уступает лишь “Процессу” Ф. Кафки.
     Если не обсуждать столь высокий мировой уровень, ведь комментаторы, безусловно, найдутся, все равно кажется весьма странным, как многочисленная еврейская молодежь здесь в Санкт-Петербурге продолжает праздновать Хануку. Целью данной статьи не является отговорить кого-то от исполнения традиции. Конечно нет! Автору кажется, что этого не стоит делать. Однако видится просто странным, что люди, сумевшие плакать и искренне сопереживать рассказу о Хане и ее семерых сыновьях, продолжают ездить в Субботу в лифте и зажигать свет.
     Кто-то из Вас, уважаемые читатели, наверняка, скажет: “Ишь праведник нашелся, наверное, сам субботними вечерами смакует хороший фильм на видео, или “мочится” с соседом по сети в “Star…”. Сказанное весьма справедливо. Отчасти. Именно поэтому я решил написать эту статью. Поэтому мне страшно от непонимания того, как далеко все зашло. Я, мы, многие из нас хотели бы жить по-другому, но что-то нас держит, что-то не дает нам этого сделать. Мои друзья здесь в Гилеле, например, часто говорят о необходимость жить “как хочется, но только не мешаючи другим”. Эта фраза, рефреном проходящая через всю Декларацию прав и свобод человека и гражданина, как нельзя лучше иллюстрирует сложившуюся проблему.
     До праздника Хануки осталось несколько дней. Несколько дней на размышления, на раздумья. Несколько дней для того, чтобы встретить праздник по-новому. Пусть это будет истинное стремление еврейского народа, честное исполнение законов, честное, прежде всего, перед самим собой. В добрый путь! Надеюсь, что мне, а может и многим из вас, после Хануки будет не стыдно посмотреть в глаза Хане и ее сыновьям.
                   Ханука самеах,

Дмитрий БАЛАШ
Рис. А. Губницкой

 

Сайт создан в системе uCoz