"Народ мой" №22, 28.11.2002 - "Некуда" №11, ноябрь 2002

“БУТЫЛКА С КЕТЧУПОМ И ДВЕ САХАРНИЦЫ”:
ОСТАНОВЛЕННОЕ МГНОВЕНЬЕ ДЖОРДЖА СИГАЛА

     В августе–ноябре в Государственном Эрмитаже проходила выставка американского художника и скульптора Джорджа Сигала. В залах Главного Штаба представлены 98 произведений мастера – скульптура, живопись, пастели. Известно, что Сигал, умерший в 2000 году, перед смертью очень хотел, чтобы его персональная выставка состоялась в России.
     Искусство и так-то всегда стремилось к “запретному”, “сатанинскому” – к остановке, запечатлению мгновенья, а уж в ХХ веке, с его гиперреализмом, торжеством демократии, фотографией, кинематографом, телевидением, видео и Интернетом, поп-артом и хэппенингами, это фаустовское стремление было узаконено и растиражировано, так что стало почти само собой разумеющимся. Сигал, основным своим бэк-граундом, конечно, вписывающийся в общее движение искусства, сотрудничавший с поп-артистами и дабл-гиперреалистичный, тем не менее, каким-то боком уже стоит по ту сторону авангарда с его апологией сиюминутности. От поп-арта Сигала отличает монументализм и серьезность его скульптурных сцен, отсутствие в них иронии. Как, например, та же Джудит Ротшильд, представленная недавно в Мраморном дворце, Сигал очень серьезный, самостоятельный и имперский художник, ориентирующийся на старых мастеров, мыслящий глобальными историческими категориями. Унитаз Дюшана остался курьезом в истории искусства, оцененным лишь узким слоем отвязной богемы. Сигал претендует на массовость, общезначимость и тонкий эстетизм а ля итальянский ренессанс, кватроченто с его освобожденной, эмансипированной эротикой. Винный магазин, пассажиры автобуса и зубной врач, многочисленные обнаженные девушки претендуют у Сигала на глобальную историческую значимость, они сделаны, хотя и из гипса, но, в каком-то смысле, на века. И в этой своей двойственности Сигал типичный постмодернист, его эстетика напоминает все главные образчики сегодняшнего постмодернизма, с его неоднозначностью, тревожностью и порой цинизмом, но чаще – ужасом (Линч, Тарантино, Коэны – пусть и неправомерно сравнивать скульптуру и живопись с кинематографом).

     На выставке представлены все этапы и жанры в творчестве американского мастера. Отход Сигала от нонфигуративности не мог не обратить на себя внимание критики в пору главных побед абстрактного экспрессионизма. Поначалу художника записали в поп-артисты, тем более что Сигала действительно роднит с поп-артом любовь к использованию реальных предметов типа дверей, троллейбусных сидений, бормашин в своих инсталляциях и ассамбляжах. Готовые предметы в своеобразном сигаловском “театре” контрастируют с гипсовыми фигурами, либо выступают подтверждением того, что сцена взята из самой что ни на есть реальной жизни. В этих ассамбляжах Сигал строит некий “инвайронмент” – экологичную среду для своих персонажей, – поэтому его искусство можно назвать в каком-то смысле “экологичным”, “кашерным” или даже “стерильным” и “безопасным” – не выделяющимся из реального урбанистического пейзажа современности. Такое инвайронменталистское искусство еще недавно пережило эпоху своего расцвета в Америке, Германии и в других странах, подвергшихся экспансии постмодерна. Даже и у нас в Питере, хотя и, как всегда, с опозданием, стали появляться разные “фотографы”, “пожарные”, “городовые”, “трубочисты”, “чижики-пыжики” (конечно, здесь не обошлось без местного, наивно-юмористического колорита). В отличие от наших доморощенных образцов, у персонажей Сигала нет навязчивой типичности и невольных конформистских ссылок на историческую традицию или общественную пользу. Его персонажи – скорее люди вообще, без каких-либо социальных, идеологических или национальных коннотаций. Может быть, от этой вселенскости в них замечается некая странность, неоднозначность, вселенский же абсурдизм – как в книгах Кастанеды или в фильмах Вендерса, уже названного Линча. И, возможно, именно поэтому так трудно сказать, какие же чувства должны они вызывать. Здесь наличествует некая безэмоциональность художника-ученого, созерцателя, подобно Спинозе, “не плачущего, не смеющегося и не удивляющегося”, взгляд микробиолога-исследователя, следящего через микроскоп за жизнью насекомых, или астронома, наблюдающего в телескоп звезды на далеком небе. Гулливер? Но хочется спросить: лилипуты перед нами или великаны?
     Но стоит отдельно поговорить и о живописи американского мастера. В некоторых картинах сочетание черного и белого, а также розового и голубого придает его кисти почти эль-грековский эффект. Критика больше замечает его эксперименты в скульптуре, когда он, к примеру, заворачивал модели в медицинские бинты и тому подобное. Менее замечают у нас его живопись, быть может, более типичную, но в которой он ориентируется во многом именно на старых мастеров. Во многих вещах заметен концептуально насыщенный налет небрежности, когда небрежность манеры, контуры и швы, – нарочито выпячиваются, – художник как бы демонстрирует изнанку творческого процесса. Часто у Сигала встречаются довольно откровенные ню, с акцентуацией сексуальных подробностей человеческой физиологии. Но и этот натурализм эстетизирован, он оказывается штудиями-упражнениями в подражании манере Дега, Ренуара, Матисса. Многим картинам свойственен принципиальный схематизм, возведение в ранг концептуального жеста схематизма и небрежности, акцент, сделанный на графизме, на линии и пятне, а также на игре света, цвет же занимает подчиненное место.
     В 90-е годы в творчестве Сигала появляется серия барельефов: работы, выполненные в авторской технике, представляют собой ярко раскрашенные, мрачные, овеянные каким-то почти готическим ужасом, портреты женщин. Портреты эти и портретами-то назвать трудно – это своеобразные театральные инсценировки, напоминающие Ксению Хаузнер и “бубновый валет”. Одна из героинь изображена на фоне глухой кирпичной стены, другая – на фоне какого-то инсценированного леса. В том же зале выставлена черно-белая графика, с уличными персонажами – псевдогиперреалистические работы, одновременно мрачно-тревожные и эротичные.
     В последнем зале представлен геометризм Сигала 90-х годов – монохромные работы, где задействованы простые геометрические формы (похоже на здешнюю школу стерлиговцев). Это такие псевдоскульптуры на плоскости с окончательно бытовой тематикой – вечной отрадой натюрмортистов от Снейдерса до Петрова-Водкина. “Смятая салфетка, чашка, блюдце, бутылка кетчупа и солонка”. В этих работах цвета практически нет, в них важен свет и геометрия простых форм. “Бутылка с кетчупом и две сахарницы”, “Чашка, блюдце и ложка”, “Кроссовки” и тому подобные темы.
     Следует, наверное, отметить также и социальную составляющую творчества Сигала, хотя к социальному пафосу он, безусловно, не сводится. Сигал, как художник демократического общества, стремится увековечить простого человека – жителя мегаполиса. В частности, и человек труда не остается без внимания художника. Дантист, терпеливо застывший перед своей бормашиной, – этот герой напоминает многочисленные советские фильмы из жизни медиков, учителей, картины и книги об инженерах или физиках. У нас сейчас время интеллигенции как модели для искусства явно прошло, в Штатах же, наверное, еще длится, в каком-то ихнем варианте – шестидесятнический сентиментализм. Не пережили ли мы уже свой маленький постмодернизм в фильмах Авербаха и романах Аксенова, как бы не заметив его? И на Линча, Джармуша, Сигала у нас не хватило денег и отпущенного историей момента?..
     ...А Сигал у нас, пожалуй, обречен на то, чтобы оставаться неясным однофамильцем великого актера-каратиста.

Семен Левин
Сайт создан в системе uCoz