"Народ мой" №22, 28.11.2002 - "Некуда" №11, ноябрь 2002

СКИТАЮЩИЙСЯ “ДЕБОШИР”

     Международный фестиваль независимого кино “Дебошир-фильм” к первому своему скромному юбилею – 5 лет – превратился в бомжа. Два года назад – “Спартак”, в прошлом году – “Дом кино”, в этом – Дворец молодежи, место не очень уютное и очень неудобно расположенное. Также раздражали бесконечные замены, отмены и переносы заявленных в программе фильмов. Иногда зритель узнавал, что ему предстоит увидеть, уже в зале. Открылся фестиваль демонстрацией фильма “Стачка” в сопровождении “Tequillajazzz” – и эйзенштейновский шедевр, и музыка Евгения Федорова мне нравятся, но все это было ровно год назад. По-моему, организаторы должны больше думать о завсегдатаях своего фестиваля, а не о тех, кто пришел погреться и пива попить.
     Хочется также отметить проявления… как бы сказать помягче… некорректности, что ли. Рената Литвинова, конечно, личность яркая, даже “культовая”, да и на фестиваль пообещала приехать – и приехала! – но фильм “Небо, самолет, девушка” все-таки следует называть фильмом Веры Сторожевой, по режиссеру. Также и знаменитая “Бочка пороха” – фильм Г. Паскалевича, а не Д. Дуковски (сценариста). Ну, а о том, как была организована (точнее, дезорганизована) премьера “Чеховских мотивов” Киры Муратовой, уже знает весь город.
     Теперь о хорошем. Его – больше. На фестивале состоялись две питерские премьеры заметных российских фильмов. Что касается Муратовой, то любой ее фильм – событие. Дебют же Веры Сторожевой (римейк фильма Г. Натансона “Еще раз про любовь”; сцен. гл. роль – Р. Литвинова) был показан в этом году на венецианском фестивале. Конечно, Сторожевой не повезло: ее фильм демонстрировался прямо перед муратовским. А Муратова сейчас в такой творческой форме, что соседство с ней может “убить” и не только скромную дебютную работу. Но, даже учитывая это превосходящее обстоятельство, мне “Небо, самолет…” не понравился. Кажется, все действие фильма происходит на огромной выставке современного дизайна, куда боятся пускать посетителей – вдруг что-нибудь сдвинут или, не дай Б-г, уронят.
Кира Муратова
     Муратова же в очередной раз (после “Второстепенных людей”) продемонстрировала свое фантастическое умение жутко смешно изображать бессмысленность любых современных общественных институтов. На этот раз – семьи “среднего класса” и православной церкви. Причем, если на семью еще есть слабая надежда (родительская любовь – чувство вечное), то с церковью Муратовой все ясно. Сцена православного венчания, по-моему, восхитила бы Льва Толстого: примерно так он изображал в своих романах суд присяжных, классический балет, да и церковную службу тоже.
     Замечательно, что на фестивале были фильмы из так называемого “ближнего зарубежья” – для Питера это большая экзотика, чем таиландское кино. Один из таких фильмов – “Добрые руки” эстонца П. Симма – получил главный приз. Приятный европейский фильм о молодой воровке из Латвии, оказавшейся в маленьком эстонском городке. Немного сентиментальности, несколько гротескный юмор, модная сейчас в Европе мультикультурность – смешение языков и национальных ментальностей.
     Отметим, что два других приза также получили соседи – Я. Лапинскайте (Литва) за “Жизнь в Венеции и смерть Цезаря” и Ш. Наджафзаде (Азербайджан) за очень красивый, но невероятно затянутый фильм “Лейли и Меджнун”. Много чего еще можно было увидеть на “Дебошире”, чего нигде больше в Питере не увидишь. Например, микроретроспективу режиссера Яри Халонена – финский вариант абсурдистской комедии с элементами соц-арта (в фильме “Назад в СССР” В. И. Ленин попадает в замок Дракулы). Или уже нашумевший, нигде толком не показанный фильм А. Мурадова “Змей” (также из венецианской программы этого года). Или множество короткометражек молодых режиссеров (в т. ч. из киношколы самого Баширова). Тут, правда, не ясно, что важнее: нам ли посмотреть или авторам показать кому-то вне дружеского круга свои работы.
     Из башировских учеников приятное впечатление производит фильм Л. Юниной “Песня”. Это забавная эксцентричная комедия на фоне питерских пейзажей. Пожалуй, для выбранного жанра маловато “гэгов”, но фильм живой. Начинающий режиссер не демонстрирует авангардизм домашнего разлива, а пытается внятно рассказать интересную зрителям историю.
     То, что президент фестиваля руководит киношколой, очень чувствуется. Просвещать молодежь, он, видимо, любит. В программе фестиваля были три миниретроспективы киноклассиков: Вертова, Годара, Муратовой. Причем Муратова была почетным гостем фестиваля. И, между прочим, смотрела и Вертова, и Годара, и фильмы никому не известных авторов. А многие питерские режиссеры приезжали во Дворец молодежи к вечерней – музыкальной – программе. Собственно, результат такого разного отношения к кинопроцессу мы постоянно видим на экране. В том числе на этом фестивале.

Леонид Цыткин
Сайт создан в системе uCoz