"Народ мой" №23 (292) 16.12.2002

ЛЕСТНИЦА ЯАКОВА

     Марк Твен был не только острословом, но и остромыслом, человеком, одаренным удивительной способностью распознавать тонкости и находить им глубокое и точное толкование. О нас с вами он писал так:

     “Если верить статистике, евреи составляют менее одного процента населения мира, они являются подобием мелкой туманности, исчезающей в сиянии Млечного пути. Было бы естественно, если бы мы слышали о евреях лишь изредка, чтобы им быпо посвящено менее одного процента новостей. Однако в действительности все наоборот - мы слышим о них постоянно. Еврейский народ знаменит во всем мире, и его значимость признается вне всякой зависимости от его численности. Его представители внесли неизмеримый вклад в развитие литературы, науки, искусства, музыки, экономики, медицины, гуманитарных дисциплин. Этот народ вел удивительные бои в этом мире, во все эпохи, даже тогда, когда его руки были скручены за спиной, он может гордиться этим, - и за это мы должны простить ему его высокомерие. Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы, не были таковыми. Да, в свое время и они вставали и наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум - но также и они прошли и ушли... И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они - либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения: не уменьшаются его силы, и душа его - бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны - кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи - остались. В чем же секрет вечности евреев?”

     Блестящий литератор, Марк Твен не только задал уместный и точный вопрос, нуждающийся не столько в немедленном ответе, сколько в долгом раздумье.
     Он нарисовал выпуклую картину вечной чехарды, называемой историей человечества: и падения империй, подъемы и спуски цивилизаций, каждая из которых, возносясь над всем прочим отсталым сбродом, мнит себя вечной, но вскоре (в масштабе истории) начинает вырождаться, слабеть, умирать и затем таять в недрах новой пассионарии.
     Следует здесь отметить, что речь не идет о военном или экономическом поражении вчерашнего гиганта, а о старении, выгнивании изнутри и естественном распаде. Возраст, знаете ли.
     Слова Твена напоминают что-то.
     “И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней”. (Берешит 28:12)
     Рамбан, комментируя эти слова, приводит мнение “Авот де-раби Натан”, в соответствие с которым ангелы, поднимающиеся и спускающиеся по лестнице Яакова, символизируют те самые империи, о которых говорит Марк Твен. Не то, чтобы они были лично знакомы, но умным людям разных времен приходили порой в голову сходные мысли.
     Интересно, что Тора отмечает единственное чувство, которое испытывает Яаков во сне: страх. Это и страх перед ангелом Эсава (элинистической-христианской-европейской цивилизации), восхождению которого, кажется, нет конца. И еще: Яаков подумал: неужели и мой народ, подобно другим, промелькнет и исчезнет?! Вс-вышний отвечает на его страхи: “Если твой народ не уподобится иным народам, судьба его тоже не будет подобна судьбе иных народов. Поднявшись однажды, он не падет никогда”. Впрочем, не стоит видеть в этом обещании “условный обет” (такой обет, который должен быть исполнен лишь при определенном условии, в данном случае, если евреи не станут обычным народом). Хотим или не хотим, мы останемся “ненормальным” народом. Авраам навсегда перешел рубеж “инакости” и потому назван евреем, “человеком с другого берега”. Вопрос только в том, понесем ли мы это бремя с удовольствием или по принуждению.

А.ФЕЙГИН
Сайт создан в системе uCoz