"Народ мой" №24 (293) 30.12.2002

ТРОП(АМИ) ГИЛЕЛЯ
Впечатление
Выбирая любовь

     Прекрасным подарком стала для меня и моих гилелевских друзей Неделя израильского кино, которая началась в Питере накануне Хануки, 28 ноября. Из всей программы для меня был наиболее интересен фильм самого первого дня – “Киппур”. По названию и анонсам я знал, что он про войну Судного дня – войну Йом-Киппур. Название также можно перевести, как “выбор” или “жребий”. Что я знал про эту войну? Израиль подвергся неожиданной атаке арабских соседей в 1973 году. Сначала было тяжело, но страна выдержала и выиграла войну. Это одна из героических страниц израильской истории.
     Я бы разделил “Киппур” на две части – цветную и черно-белую. Первые кадры фильма цветные. Кто-то занимается любовью, точно можно сказать, что мужчина и женщина, но лиц и всего остального не видно, только краски, причем самые яркие. Смотрится эффектно, но я честно говоря, пришёл посмотреть фильм про войну Судного дня. Настроение играет важную роль, и перестроиться не всегда легко. Дальше начались черно-белые кадры. Хотя они все-таки были тоже цветными, но сравнивая с началом фильма, я бы назвал их черно-серо-белой действительностью.
     Два шалопая на раздолбанном фиате типа нашей “копейки” едут на войну. Патриотические разговоры, гордость за свою страну, уверенность в полной победе и позорном разгроме врагов. Тут они попадают в хаос и бардак, обстрелы, пробки на дороге, они теряют свою воинскую часть и оказываются в специальном отряде, который занимается сбором раненых с поля боя. Патриотизм и геройство солдат показаны как ежедневная работа, работа в тех самых черно-серо-белых красках. Нашли, потащили в вертолёт, отвезли на базу. И так много раз, каждый вылет ничем не отличается от предыдущего. Эта цепочка прерывается только пару раз. В первый – когда один из раненых умирает. Второй раз, уже в самом конце, когда вертолёт сбивают ракетой и на носилках оказываются сами спасатели.
     Режиссер фильма, Амос Гитай, из-за своих пацифистских взглядов вынужден был на время покинуть Израиль во время Ливанской кампании. Он постоянно выступал за мир с арабами и отказ от всяких воинских операций. Мне кажется, что “Киппур” как раз и есть показатель его жизненных принципов. Он показывает войну в неприглядном цвете, каждодневную рутину спасения и гибели. В фильме мало людей с оружием – только неодушевленные машины-танки и спасатели. “Киппур” – не фильм о войне Судного дня, он просто о войне. Гитай взял в качестве основы своего сценария самую легендарную войну Израиля, в которой лично принимал участие. Для всей страны это образец геройства и силы, а для режиссера – это просто война, ничем не отличающаяся от многих других.
     Заканчивается фильм в разных цветах: красный, синий, зелёный и просто любовь. У Гитая герои как бы кидают жребий – воевать (черно-белая часть) и любить (цветная). Режиссер противопоставляет эти два состояния друг другу. Он не говорит о защите родины, он не призывает к миру, он просто даёт выбор. Выбор войны или любви.

Павел ШМЕЛЬКИН
Сайт создан в системе uCoz