"Народ мой" №2 (295) 30.01.2003

“…НАПИШУТ НАШИ ИМЕНА”
“Чем отличаются сионисты от антисемитов?
Сионисты говорят, что
среди евреев много знаменитостей,
а антисемиты говорят, что
среди знаменитостей много евреев”.
К.Мелихан

     За последнее десятилетие – время еврейского ренессанса на российских просторах – вышло в свет бесчисленное количество публикаций в газетах и журналах, брошюр, монографий и даже несколько энциклопедий, в которых раскрывается who is who среди “лиц еврейской национальности”. Мы узнали, что по числу Героев Советского Союза, если сделать пересчет на общее число населения, евреи занимают первое место… Что нашего брата, оказывается, очень много не только среди медиков, музыкантов и журналистов, но и среди писателей, спортсменов и артистов. И если, читая обо всем этом в начале 90-х годов, не переставали восклицать: “Как, и этот тоже…?!” – то теперь мы уже твердо усвоили: какую отрасль науки и культуры ни копнешь, везде найдешь еврея. И в большом количестве!
     Книга, о которой в дальнейшем пойдет речь, вовсе не из числа юдофильских изданий. Этот толстенный том под многообещающим заголовком “Качество” (автор – проф. А.И.Мелуа) издан в серии “Гуманистика” издательством с тем же именем, специализирующимся на публикации биографических энциклопедий. С 1996 года свет увидели тома “Инженеры Санкт-Петербурга”, “Геологи и горные инженеры России”, “Российская академия естественных наук”, а в конце прошлого года завершена работа над энциклопедией “Качество”. “Это первая попытка обобщения сведений о специалистах, работавших или работающих в отрасли, представляемой в настоящее время Госстандартом России”, – говорится во вступительной статье. Однако сведения, представленные в энциклопедии, не вмещаются в “прокрустово ложе” Госстандарта, ведь понятие “качество” чрезвычайно многопланово. Рассказывая о важнейших событиях в истории развития качества, энциклопедия начинает с 996 года, когда вышел указ киевского князя Владимира о соблюдении единых мер веса и длины (это первый дошедший до нас документ, подтверждающий начало российской стандартизации и метрологии). Нас, конечно, не удивляет, что когда произносится слово “качество”, упоминаются имена Петра Первого и М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева и И.В.Курчатова, М.В.Келдыша и С.П.Королева…
     Удивляет другое: очень большое число еврейских имен, отчеств и фамилий в этой энциклопедии. Не будем принимать во внимание открытия последних лет (Менделеев – из семьи крещеного еврея, даром, что великий ученый позволял себе, как говорят, антисемитские высказывания; Сергей Павлович Королев и Жорес Иванович Алферов имеют еврейские корни; тут я недавно прочитала, что князь Владимир, которому Русь обязана поклониться и за христианство, и за метрологию-стандартизацию, тоже был из хазар). Не секрет, что когда издавались книги энциклопедического характера об известных российских евреях, некоторые из ныне здравствующих корифеев были недовольны включением своих имен в эти публикации. Они справедливо мотивировали это тем, что иметь папу или маму еврейского происхождения, – еще не значит самому быть евреем; ведь последнее – вопросы самоощущения и самоопределения. Однако я рискну ниже перечислить малую часть еврейских персоналий, приведенных в энциклопедии “Качество”, и не думаю, что это вызовет какой-то протест у кого-либо.
     Итак, начнем… Семен Берович БАРОН – автор методов аттестации гидроакустических бассейнов, разработчик новых методов измерения основных параметров антенн… Лев Абрамович БЕРЛИН, трагически погибший в 40-летнем возрасте при испытаниях первой межконтинентальной ракеты в 1960 году (в том же году он получил Ленинскую премию), принимал участие в разработке средств контроля отечественных ракет стратегического назначения. Под руководством Матуса Рувимовича БИСНОВАТА, лауреата Ленинской и Государственной премий, разработаны и внедрены в серийное производство теплостойкие металлокерамические соединения и многое другое. Целых полстраницы уделила энциклопедия Эвиру Абрамовичу БОКСИМЕРУ и не меньше Владимиру Абрамовичу БРАГИНСКОМУ – специалисту по переработке пластмасс. На букву “б” еще с десяток еврейских фамилий, которые мы не рискуем перечислять исключительно из боязни утомить читателя техническими подробностями.
     Есть в энциклопедии статьи об ученых, прославивших и российскую науку, и свой народ. Это Лев Давидович ЛАНДАУ, Леонид Самуилович ЛЕЙБЕНЗОН, Анатолий Эммануилович ФРИДМАН, Арон Борисович ШАЕВИЧ, Яков Борисович ШОР… Это, так сказать, имена, которые “всплыли” при беглом перелистывании страниц. А вообще, если заняться точным подсчетом, то в энциклопедии не менее четверти “персоналий” – евреи.
     Четыре статьи посвящены моим землякам-омичам. Один из них – Борис Юрьевич Розин, более тридцати лет возглавлявший Омский центр стандартизации и метрологии и преподававший в местном “политехе”. Уже более десяти лет, как он ушел из жизни, почти все члены семьи Бориса Юрьевича в Израиле, но на его могилу ежегодно возлагают цветы ученики.
     От конкретных имен и судеб перейдем к вещам более обобщенным. Качество – это категория, подразумевающая развитие науки, техники, а если брать шире – всей духовной и материальной культуры. Однако, по моему мнению, качество тесно связано и с особенностями национального характера. Так называемое “японское чудо” обязано своим появлением на свет совпадением соответствующих экономических условий, японских традиций и японского “естества”. Расцвет качества многих товаров США в ХХ веке не в последнюю очередь зиждется на предприимчивости и честолюбии молодого сообщества под названием “американцы”.
     А каковы позиции России в рассматриваемом вопросе?
     В конце 1928 года русский философ, теоретик религии и культуры Иван Ильин, высланный шестью годами ранее из Советской России, пишет, живя в Берлине, пророческую статью “Спасение в качестве”. В ней анализируется русский характер и – в связи с его “доминантами” – прошлое, настоящее и перспективы на будущее Государства Российского. Вот что пишет И. А. Ильин:
     “На протяжении веков вся беда наша, вся опасность наша состояла в том, что судьба навязывала нам неисчерпаемое изобилие – обилие пространств, племен и людей – и не давала нам времени для того, чтобы проработать это обилие, овладеть им, извлечь из него скрытые силы и довести их до качественного расцвета...
     На протяжении своей истории Россия как бы задыхается в своей борьбе с объемом и количеством: начиная от южных степей и кончая северными лесами; начиная от монгольских нашествий и кончая небывалым фронтом последней войны; начиная от ста шестидесяти племен и наречий и кончая аграрным перенаселением наших дней…
     …Вот почему мы всегда были не готовы и шли на “авось”, и “авосевы города стояли, не горожены”… Вот почему нам всегда было не до качества: хоть бы “как-нибудь” да “быть бы живу…”.
     И вот к каким интересным наблюдениям приходит философ Ильин:
     “Где-то в глубине души у русского человека живет смутная, но твердая убежденность, что качество ему “не нужно”; что это – “заморская выдумка”; что при “нашем” обилии и при “нашей” даровитости мы без учения и старания, без умения и навыка “по-своему справимся” и даже “еще лучше выйдет”.
     И вывод: “Спасение и будущее России – в качестве!”
     Сегодняшняя ситуация подтверждает прозорливость И.А.Ильина. “Новый русский” – это не только герой многочисленных анекдотов. Это антипод таких сказочных героев, как Емеля и Иванушка-дурачок. Столь долго презираемые у нас деловитость, предприимчивость, скрупулезность, наконец-то, по достоинству оценены. И носителями этих качеств оказались во многих случаях как раз российские евреи, у которых никогда не было “обилия пространств”, “объема и количества” и которые вынуждены были, довольствуясь малым в замкнутых пространствах своих штетлов, стараться стать “лучше всех”.
     В этом, вероятно, причина того, что среди героев российской энциклопедии “Качество” так много “наших”. Издательство “Гуманистика” в ближайшее время должно выпустить в свет очередные тома биографических энциклопедий: “Медики России”, “Приборостроители России”, “Ракетная и космическая техника”… Есть сильное подозрение, что они тоже будут с юдофильским “душком”. И дело, естественно, не в симпатиях или антипатиях составителей, а в объективной реальности: российские евреи так много хорошего дали своей неисторической родине, что теперь, когда их (то есть нас) становится с каждым годом все меньше и меньше, можно подводить итоги двухсотлетнего совместного путешествия Ивана и Абрама. Что бы ни говорили поклонники и хулители книги А.И.Солженицына, посвященной этому путешествию, энциклопедии беспристрастно заявляют: евреи были, есть (и, наверное, будут) самыми большими патриотами России.

Ирина ЖЕЗМЕР,
г. Омск
Сайт создан в системе uCoz