"Народ мой" №2 (295) 30.01.2003


СЛОВО РАВВИНА

     Как вы знаете, в еврейском календаре несколько “новых годов”. Так, осенью мы празднуем Рош а-Шана, ведя счет лет от Сотворения мира. Весной, в месяц Нисан, отмечаем начало цикла месяцев, а вот зимой, 15-го Швата (в этом году 18 января), евреи празднуют Новый год деревьев.
     Праздник Ту би-Шват (то есть 15-е Швата) символизирует глубокую связь еврейского народа со своей страной, Эрец Исраэль, и ее природой. Сама суть этого праздника – любовь к родной земле и связанным с нею заповедям. В России сейчас морозно и земля занесена снегом, но в Израиле уже начинается весна и земля покрывается свежей травой и цветами. Наши мудрецы пришли к выводу, что именно 15-е число месяца Шват является той пограничной датой, когда большинство зимних дождей уже выпало и наступает пора новых посевов.
     Новый год деревьев упоминается в Талмуде в трактате “Новый год”. Уже в глубокой древности израильтяне сажали в Ту би-Шват деревья – плодовые и лесные. Первоначально установление определенной даты высадки плодовых деревьев имело важное значение для отсчета храмовой десятины.
     В течение двух тысяч лет изгнания евреи соблюдали этот праздник в знак памяти о своей Родине. В этот праздник было принято есть финики, инжир, рожки и гранаты, потому что все эти фрукты произрастают в Эрец Исраэль. В наше время, с возвращением еврейского народа на свою землю, в этот день во всем Израиле сажают деревья. Важность посадки деревьев постоянно подчеркивается в еврейской традиции. В Торе сказано:” Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево...” (Книга Левит, 19:23). Мидраш объясняет, что даже при наличии большого числа растущих деревьев еврей обязан посадить дерево в Земле Израиля, ибо это действие, посредством которого человек подражает Вс-вышнему: как Вс-вышний посадил Сад Эдемский, так и человек должен сажать сады.
     Мидраш особо подчеркивает, насколько важна эта деятельность: так, если человек сажает дерево и ему вдруг говорят, что пришел Машиах, он должен закончить работу и только после этого поспешить приветствовать Машиаха. Посадка дерева – действие на будущее, поэтому надо сначала посадить дерево, которое будет много лет плодоносить, а потом уже встречать Машиаха.
     И даже когда речь идет о жизни и смерти, Тора считает нужным напомнить людям: “Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти дерев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не руби; ибо (разве) дерево полевое – это человек, чтобы (могло) уйти от тебя в крепость?” (Дварим, 20:19).
     В одной из самых известных историй, связанных с праздником Ту би-Шват, рассказывается о том, как император Адриан увидел в поле старика, сажавшего рожковое дерево. “Скажи мне, старик, – спросил Адриан, – неужели ты рассчитываешь жить так долго, что надеешься еще попробовать плоды с этого дерева?” Усталый старик повернулся к императору и ответил: “Когда я пришел в этот мир, я нашел в нем деревья, посаженные моими предками. Вот и я делаю это для своих потомков”.
      Один из главных обычаев праздника – есть плоды, которые выросли на земле Страны Израиля и которыми она славится. Вместе с этими плодами в самые отдаленные уголки диаспоры приходят свет и сладость родной земли, напоминая, что Эрец Исраэль ждет своих детей.

Раввин
Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР
Сайт создан в системе uCoz