"Народ мой" №2 (295) 30.01.2003 - "Некуда" №1, январь 2003

АВДАЛА НА СТЫКЕ КУЛЬТУР:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА НА ВЫБОРГСКОЙ

     Начиная с октября, каждую субботу, на исходе Шабата, в “Хэсэд Аврааме”, что на Большом Сампсониевском 45, проводятся концерты и музыкальные вечера, с организатором которых, Маргаритой Нейман, нам удалось побеседовать. Концептуальная основа проекта “Авдала” – исход Шабата (Субботы), переход от праздника к будням. Еврейское слово “Авдала” означает “отделение” (от глагола “леавдиль” – отделять). Существует специальная “авдальная” молитва, и, как и при наступлении Шабата, на его исходе тоже принято зажигать свечи. Но только делает это, по обычаю, мужчина. (Напомним, что при наступлении Шабата свечи всегда зажигают женщины). Интересно, что в программах “Авдалы”, например, на декабрь выступали в основном мужчины-музыканты.
     В декабре состоялись концерты Псоя Короленко, фолк-группы “Добраночь”, а также музыкальный вечер с участием скрипача Иосифа Вязовского и пианиста Юрия Бойко.
     Московский бард, “молодежный филолог и акын”, как он сам представляется, Псой Галактионович Короленко являет собой группу “Единый”. Второй член группы – знаменитая “гармоха” Псоя на этот раз не была привезена им в Питер, поскольку, по словам Павла, она находится в починке. Псой спел некоторые свои известные хиты (“Десять братьев нас было”, “Скрипочка”, “Ой”), а также еврейские “макаронические” песни на русском и идиш (www.psoy.ru). Концерт Псоя был особенно ценен тем, что известный исполнитель собирается в Штаты с циклом лекций и семинаров, поэтому мы теперь, видимо, долго его не услышим.
     Вечер группы “Добраночь” (www.dobranotch.ru) назывался “Музыка народов мира”. Ребята исполнили казачьи, балканские мелодии, но в основном, разумеется, еврейские.
     Наконец, Иосиф Вязовский и Юрий Бойко назвали свое выступление “Еврейская душа в классической музыке”. Иосиф Вязовский вел разговор о присутствии еврейской национальной музыкальной интонации у таких всемирно признанных композиторов, как Бизе, Гуно, Сен-Санс, Малер, Кальман, Меербер, Рубинштейн, Галеви. У них не было явно выраженной еврейской компоненты, но все же душа их музыки оставалась еврейской. Это слышно, особенно когда сопоставляешь их музыку с еврейским фольклором (фрейлехс и др.), что и продемонстрировал Вязовский, сыграв попурри из классических мелодий и еврейского фольклора. Плюс к тому он сыграл и “Широка страна моя родная”, и “Пусть бегут неуклюжи”, и “В траве сидел кузнечик”.
     Приятно, что публика посещает субботние концерты. Конечно, на Псое народу было побольше, на Вязовском поменьше, но без благодарных слушателей музыканты не остаются.
     Цель организаторов проекта, рассказывает Маргарита Нейман, – обозначить ситуацию “на стыке культур”, в которой мы находимся. “А что делать?!” – как точно выразился Псой Галактионович в своем комментарии к песням. Но ведь можно и не вздыхать об “утраченной цельности”, а ловить кайф от этого самого “стыка культур”. И не только культур, но и жанров. Например, на вечере, посвященном памяти Леонида Сонца, использовались визуальные средства (кинопроекция на стену хэсэдовского зала удачно сочеталась с музыкальным материалом).
     В планах “Авдалы” также концерты восточной (двенадцатиладовой) музыки и даже показы мод. Стратегия программы – искать новые пути. В самом деле, океан музыки необъятен. Кто-то любит, чтобы ему без конца напевали “Семь сорок” и “Хаву нагилу”, а кому-то хочется разнообразия. Пожелаем “Авдале” оставаться перекрестком, к которому стекается с разных сторон интересная, свежая музыкальная информация. Для нас это прекрасная возможность выйти из гетто.

Семен Левин
Сайт создан в системе uCoz