"Народ мой" №3 (296) 13.02.2003


ЕСТЬ ЛИ КОНСТИТУЦИЯ В ИЗРАИЛЕ?

     Чем более специальна книга, тем труднее ее читать простому читателю, непрофессионалу в соответствующей области. Однако это само по себе не делает ее менее интересной. Дело еще в том, насколько интересна тема и насколько понятно, “прозрачно” изложение. Книга В. П. Воробьева “Конституционно-правовая система Государства Израиль” (М.: Издательский дом “Национальное обозрение”, 2002) более чем интересна для нас по теме и не вполне понятна по изложению. Конечно, хитросплетения юридической науки и израильской практики, сложенные вместе, создают вполне запутанную картину, и автора можно только пожалеть. Но читателя тоже жалко.
     По самой природе юридической науки она стоит несколько “над” особенностями конкретной ситуации, конкретной личности или страны – она обобщает, задает норму. И, надо полагать, автор в ней компетентен. Но что касается евреев, то время от времени он перелагает на бумагу штампы советского периода – подтверждая известный и печальный тезис: история – это смена поколений. Каждый несет в себе идеологию, чье молоко сосал и всосал. “...По убеждению многих юристов и политологов в мире, Государство Израиль – одно из самых демократических государств в регионе...” – не смешно ли? Даже слова “одно из” даются с извинениями – де, “по убеждению многих”. Разумеется, идеи сионизма излагаются некорректно, но этим нас не удивить, и зная, как “положено писать” о евреях и Израиле, читатель разберется в тексте сам, по ходу чтения. Но зачем было писать, что в Израиле “свобода слова ограничена тем, что, согласно закону, все газеты должны проходить лицензирование”? Да, она ограничена, но не этим. С каких это пор в Израиле “люди должны проживать в определенных местах, ограничен их доступ в определенные зоны, существует запрет выезда из страны”? Если автор имел в виду, что “в частности” – то да, тот, кто сидит в тюрьме, должен в ней “проживать”, на территорию военной базы “ограничен доступ”, а если товарищ находится под следствием или имеет неисполненные обязательства, то “существует запрет выезда”. Как и в самой что ни на есть демократической стране. А если не “в частности”, а вообще-то похоже, что это ошибка... Перечисляя, какие гражданские и общечеловеческие права и свободы не защищает “основной закон о достоинстве и свободе личности”, было бы полезно пояснить, как с этими правами обстоит дело в реальности. А то создается очень уж страшное впечатление. Ну нет в Израиле “свободы совести”... надо полагать, и свиной отбивной нигде не достать, и все ходят с пейсами...
     И в заключение еще немного дегтя. Книге не помешал бы редактор, у которого по русскому языку оценка больше тройки. Потому что ни один автор в пылу творчества за всем уследить не может. Общепринятые названия надо писать по-общепринятому, а не “война Киппура” и “Моше Дайан”.
     Упоминая дело Эскина, не вредно было бы разобраться, что там было на самом деле, а не повторять чужое вранье. Если в Израиле нет арабских университетов, то какой же рассадник терроризма был лишь недавно закрыт? Кстати, почему автор скорбит об “отсутствии” арабских университетов – ведь “еврейских” тоже нет! Араб может учиться в любом израильском университете, но только где он в большинстве случаев предпочитает учиться и чему – вот интересный вопрос. Желая слегка побравировать своим владением жаргоном, не стоит писать “конкретный альянс”, а надо брать в кавычки слова “чисто конкретный”. Слово “альянс” частью жаргона не является.
     Несколько раз автор делает столь сильные обобщения и столь смелые выводы, что глаз начинает искать какие-то веские обоснования – и не находит. “Мечта первого премьер-министра Д. Бен-Гуриона о создании светского государства, спаянного чем-то еще, кроме религии, была изначально неосуществима”. Сильная фраза, только неверная – не будь Израиль спаян чем-то, кроме религии, соседи схарчили бы его за полвека не один раз. Насчет того, что иудаизм, “начиная с 15 века, прекратил способствовать прозелитизму” – это здорово сказано! Средневековье, расцвет иудаизма, прозелитизм на дворе...
      Но все это можно потерпеть – книга повествует о вещах, о которых мы мало знаем. Например, автор подробно описывает механизм и историю выборов. И поэтому, хотя читать книгу нелегко, а местами либо не очень приятно, либо слегка смешно, но в целом полезно и интересно.

Леонид АШКИНАЗИ
Сайт создан в системе uCoz