"Народ мой" №4 (297) 27.02.2003


СЛОВО РАВВИНА

Дорогие читатели!
     Уже неоднократно темой нашего разговора была необходимость изучения Торы и следования ее заповедям. Пусть человек говорит: “Как я могу соблюдать заповеди, если ничего в этом не понимаю и очень мало об этом знаю”, – на самом деле все не так. Когда еврейский народ получил Тору, он ответил: ”Выполним, а потом поймем”. Такое отношение важно как для еврейства в целом, так и для каждого из нас в отдельности. Согласно еврейской традиции, первым стоит действие. Так, к примеру, если человек знает, что в Песах надо есть мацу, но не делает этого, он не выполняет заповедь. Но если он будет есть мацу, даже не зная в точности, почему это надо и как это связано с еврейской историей, традицией, – он выполнит заповедь.
     За несколько дней до Шестидневной войны Ребе провозгласил всемирную “кампанию тфилин”. Любавичские хасиды, группами и поодиночке, вышли на улицы городов, предлагая евреям надеть тфилин. Реакция была изумительная. Люди поняли, что, надевая тфилин, мы приводим в трепет врага, как и сказано о тфилине: “И увидят все народы мира, что имя Б-га наречено на тебе – и убоятся тебя”.
     В последующие года Ребе провозгласил дополнительные “кампании”, так что число их достигло десяти. Ребе объяснил, что эти десять мивцаим имеют особое значение для нашего времени. Во-первых, они ключ к остальным заповедям. Ведь нереально требовать от еврея, чтобы он сразу же начал исполнять все 613! Во-вторых, именно эти десять обладают особым свойством – они охраняют и защищают еврейский народ, а поэтому необходимы именно сейчас:

Заповедь любви к ближнему как к самому себе.
     Рабби Акива, наш знаменитый мудрец, сказал, что это – один из самых важных уроков Торы. К этому надо отнестись не как к фразе, но возвести в жизненный принцип. И словом и делом мы должны оказывать помощь другим евреям. И не только близким, или соседям, или тем, кого хоть немного знаем, но – всем евреям, кому в состоянии помочь.

Еврейское образование.
     Одна из задач еврейского образования – подготовить ребенка к жизни в обществе, где евреи всегда в меньшинстве. Мы всегда были “самой маленькой из наций”, но наша сила не в количестве. Строгое соблюдение мицвот в повседневной жизни сделало нас “особенными”, отличными от других, и именно в этом наша сила.

Тора.
     Тора – мощь и спасение еврейского народа во всякое время и в любую эпоху. Ежедневно хотя бы несколько минут следует посвящать изучению Торы и заучиванию отрывков из нее.

Тфилин.
     Каждый мужчина (с 13 лет) ежедневно, кроме Субботы и праздников, должен надевать тфилин. Сейчас это особенно связано с ситуацией в Израиле, ведь, как утверждают наши мудрецы, исполнение заповеди тфилин помогает народу Израиля одерживать победы над врагами.

Мезуза.
     “Б-г охраняет твой уход и приход отныне и навеки”, – согласно книге “Зогар”, это сказано о мезузе. Всякий раз, когда еще на одной двери появляется мезуза, она укрепляет безопасность всех евреев, где бы они ни находились. У входа в каждый еврейский дом и на двери каждой жилой комнаты должны быть прикреплены кашерные мезузы.

Благотворительность.
     “Умножающий благотворительность – умножает мир”. Нужно, чтобы в каждом еврейском доме была копилка для пожертвований, и чтобы дети также приучались к исполнению этой великой заповеди.

Дом полон книг.
     В доме должны быть еврейские книги. Именно их присутствие определяет связь каждого еврея с еврейской мудростью. Священные книги: Хумаш (Пятикнижие), молитвенник, Теилим (Псалмы Давида), – это дополнительная охрана покоя и благополучия дома.

     Призывая женщин принимать участие во всех “десяти мивцаим”, Ребе обращал их внимание на следующие три заповеди, имеющие особое к ним отношение:

Субботние свечи.
     Считается, что когда женщина зажигает свечи, она подобна царице и вносит в дом мир и спокойствие. Каждая дочь еврейского народа, независимо от возраста (начиная с 3-х лет), должна зажигать свечи накануне Субботы и праздников.

Кашерная еда.
     Тора называет женщин “основой дома”. Именно они играют решающую роль в вопросах воспитания. Поэтому они должны соблюдать кашерность и помогать другим переходить на кашерную кухню.

Чистота семьи.
     Семья должна жить по закону еврейской чистоты. Это относится не только к молодым супругам, но и к давно сложившимся семейным парам.

     Эти 10 положений, может быть, и не самые важные заповеди, но они позволят вам целиком поменять образ жизни, дадут новое ее понимание, и их выполнение повлияет и на жизнь каждого еврея, и на жизнь их семей, и на жизнь общины. И, далее, на весь мир, приблизив приход Машиаха!

Раввин
Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР
Сайт создан в системе uCoz