"Народ мой" №4 (297) 27.02.2003


ВЫСТАВКА
АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ

     В Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга в начале февраля открылась очередная художественная выставка. По воле автора, Владимира ВИДЕРМАНА, она была названа “ЗНАКИ/SIGNS”. Выставка живописи. Уже трудно сказать, какая по счету. Формально для Общинного центра все достаточно традиционно. На деле – взрыв эмоций, амбиций, споров. Ведь впервые на суд зрителя вынесено абстрактное искусство.
     Пожалуй, самое распространенное высказывание в отношении абстрактной живописи: “Мне не нравится. Я здесь ничего не понимаю”. Безусловно, что-то может нравиться, а что-то нет, и внезапное прозрение случается нечасто. Однако предлагаемая выставка ориентирована не столько на подготовленного зрителя, хотя речь идет о сложной образной системе, сколько на зрителя, думающего и тонко переживающего каждую встречу с искусством.
     Владимир Видерман родился в Севастополе в 1945 году. В 1971 закончил в Ленинграде Художественно-промышленное училище имени В.И.Мухиной по отделению дизайна. В студенческие годы Видерман увлекся техникой коллажа, позволившей ему открыть магию игры цветом и фактурой, манипуляции формой в пространстве. Первый шаг к абстракции был сделан. Потом было знакомство с “закрытым” искусством, плавно перешедшее в участие в квартирных выставках в Ленинграде (у Г.Михайлова) и в Москве (у О.Рабина, Р.Городинской, И.Киблицкого), в знаменитых выставках неофициального искусства в ДК им. И.Газа и “Невском”, а также членство в Товариществе Экспериментального Изобразительного искусства (ТЭИИ).
     Однако он не стал деятелем андеграунда, все это было не более, чем способ заявить о себе. Выбрав искусство, не вписывавшееся в рамки официальной идеологии, художник сделал второй шаг в сторону абстракции. Опорной же точкой для отрыва художника от реалий традиционного искусства и полета фантазии в беспредметных мирах стало его знакомство с традициями русского авангарда начала ХХ века. Искушенный зритель может упрекнуть Видермана в излишнем внимании к искусству таких художников, как К.Малевич и А.Родченко. Однако его невозможно обвинить в подражательстве, хотя переживание наследия каждого из этих мастеров нашло отражение в его творчестве. Такой подход органично вписывается в сложившуюся традицию, где авангард становится для художника и точкой отсчета собственного творчества, и материалом для практического осмысления.

Композиция №40. 1995
Холст, масло
Композиция №50. 1997
Холст, масло
Композиция №51. 1997
Холст, масло

     Первая персональная выставка Владимира Видермана состоялась в 1979 году в редакции журнала “Аврора”, но была закрыта через два дня. Представляемая – уже десятая. Экспозиция объединяет около тридцати работ последнего десятилетия. Холсты, выполненные в геометрической традиции, удивляют и привлекают своей двойственностью. С одной стороны, художник работает со строгими геометрическими формами, организованными на поверхности холста с почти математической четкостью, и это не удивительно, ибо каждая работа мастера предваряется продуманным эскизом. С другой – в работах Владимира Видермана нет монотонности. Ход фантазии автора предугадать невозможно. И это в сочетании с колористическим даром побуждает вступать сознание зрителя в непростую игру, затеянную художником, игру формы и цвета, цвета, порождающего форму, формы, порождающей цвет. Но главное, что привлекает в работах Видермана, так это удивительное единство содержания и формы, достигнутое талантом и трудолюбием. Художник занимается тем, что ему нравится, поэтому он уже не работает в общепринятом смысле этого слова: он живет тем, что делает, живет так, как хочет, творит жизнь, превращая ее в произведения искусства.

Искусствовед
Наталья ЗАВЬЯЛОВА
Сайт создан в системе uCoz