"Народ мой" №4 (297) 27.02.2003 - "Некуда" №2, февраль 2003

Анатолий Каплан:
МЕЖДУ ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ И
ЕВРОПЕЙСКИМ АВАНГАРДОМ

     С 26 января по 16 февраля в Центре “Петербургская иудаика” на Исаакиевской площади проходила выставка Анатолия Львовича (Танхума бен Лейвика) Каплана. На выставке достаточно полно была представлена станковая графика художника, печатная графика, керамика, а также немного живописи.
     Творчество Каплана – это редкий, пожалуй, уникальный случай, когда европейского уровня мастер остаётся верен национальной теме и по форме, и по содержанию. Каплан был знатоком синагогальных витражей, мизрахов и кладбищенских орнаментов, и это, естественно, сказалось в его графике и керамике. Художественное наследие Каплана впитывает различные содержательные пласты еврейской культуры и истории от синагоги до еврейского колхоза и советско-еврейского авангарда.
     Каплан в своём творчестве придавал особое значение еврейской надписи и еврейской букве. Здесь он одновременно вполне традиционен с еврейской точки зрения (ведь в еврейской традиции так сложилось, что искусство всегда обслуживало текст, и еврейский шрифт практически всегда был эстетически осмыслен) и совершенно авангарден с точки зрения европейского искусства (ведь это именно европейский авангард широко экспериментировал с надписями). В творчестве Каплана можно воочию убедиться в сходстве между еврейской традицией и европейским авангардом – в его графике они буквально сливаются воедино. Особенно это касается эстетизации надписи и буквы. Так, в офорте “Свадьба на кладбище” надгробная надпись на стеле, издали воспринимающаяся как эпитафия, при более пристальном рассмотрении оказывается просто буквами еврейского алфавита, расположенными по порядку, точно само еврейское слово погребено в этой могиле. Среди офортов Каплана, кстати, очень многие посвящены теме свадьбы. А “Свадьба на кладбище” – вообще сюжет глубоко символичный. Поставить “хупу” (свадебный балдахин) на кладбище – старинный обряд: так еврейская община, пришедшая в упадок, призывала добрых духов, чтобы они помогли ей возродиться. Обычно для такого обряда выбирались беднейшие жених и невеста, и община собирала им приданое. Среди офортов художника есть и “Свадьба нищих”, где за внешней странностью скрывается символически-ритуальный подтекст.
 

     Каплан, несмотря на откровенно манифестированную еврейскую тему, был успешен при жизни. Вероятно, сказался его, как говорят, бодрый местечковый характер, соединение наивности и хитрости. Его работы раньше других попали на международный арт-рынок благодаря лондонскому галеристу Эстери, который через ЛОСХ скупал произведения мастера. Многие художники старшего поколения знают известного в 50-е годы маршана и галериста Эстери. В 1958 году, приехав в Санкт-Петербург, он познакомился со всеми членами секции графики ЛОСХа, но выделил именно Каплана. (Впрочем, покупались работы и других авторов). Именно Эстери заказал первые два альбома графики Каплана.
     На открытии выставки Каплана художник Арон Зинштейн сказал, что хотя у Каплана и не было персональных выставок при его жизни, но зато его работы активно скупала “Межкнига”, и она же впоследствии занималась продажей его графики за рубеж.
     Минкульт был заинтересован в продажах работ Каплана, благодаря чему мастер в последние годы жил по тогдашним меркам весьма неплохо. Печатная графика Каплана – пример редкого в те годы абсолютно профессионального отношения к арт-рынку. В конце 40-х в СССР вышел литографированный альбом “Ленинград”, в ГДР выходили его альбомы “Графика” и “Керамика”, а также иллюстрированные им Шолом-Алейхем и Лессинг.
     К творчеству Каплана неприменимы клише типа “коммерческое” – “некоммерческое”. Он прежде всего был профессионалом, и своим примером показал, что высокое искусство может быть коммерчески прибыльным.
     Другое дело, что имела место колоссальная борьба за печатание работ Каплана. Минкульту было выгодно популяризовать его на Западе, идеологи же и Академия Художеств СССР были настроены резко отрицательно.
     Но опять-таки, всё это не помешало Каплану быть в семидесятые годы гораздо благополучнее своих даже самых официально признанных и коммерчески устроенных художников. Ему могли позавидовать многие, и всё потому, что, благодаря господину Эстери, его работы покупались на Западе. Достаточно сказать, что в те времена он сумел поучаствовать в Венецианском биенале.
     Каплана любила и неформальная творческая тусовка. У него были свои энтузиасты-пропагандисты (они, как я убедился на открытии, есть и сейчас). Каплана до сих пор знают и ценят те, кто любит искусство и разбирается в нём.

Лев Либерман

(Автор благодарит художника Михаила Карасика за помощь в создании материала.)
Сайт создан в системе uCoz