"Народ мой" №5 (298) 13.03.2003


КРЫМСКИЙ ИЕРУСАЛИМ

     Среди многообразия памятников старины в Крыму есть один, где, как в Иерусалиме, на небольшом пространстве в 3.5 километра достаточно мирно уживались три мировые религии: иудаизм, христианство и мусульманство. Этим необычным местом был город Бахчисарай и его ближайшие окрестности. Город был столицей Крымского ханства, там расположен Ханский дворец, в котором находится знаменитый “Фонтан слез”, воспетый А.С. Пушкиным в поэме “Бахчисарайский фонтан”. В полутора километрах от Ханского дворца находится Успенский православный мужской монастырь, многие кельи которого и одна из церквей высечены в отвесных скалах еще в XV веке. Сразу же за монастырем экскурсионная дорога ведет к иудейской крепости Чуфут-Кале, расположенной на обрывистом горном плато. В этой крепости жили с XIV по XIX век караимы, потомки древних тюркских племен, которые в VIII–X веках входили в состав Хазарского каганата и приняли в конце VIII–начале IX века иудаизм. Тропа ведет к Северным (или Малым) воротам, хорошо замаскированным от наблюдений снизу. При входе в мертвый город прежде всего бросается в глаза масса высеченных в скале пещер. На поверхности же плато, где, собственно, расположен город, развалины домов из камня той же породы, что и скалы, явно говорят о происхождении пещер Чуфут-Кале: для возведения домов камень добывался здесь же, на горе, а пещеры предназначались для хозяйственных целей.
 
Кенасса Чуфут-Кале
     Хорошо сохранились стены крепости, которые перекрывают уязвимые места, не защищенные обрывами. От самого же города, бывшего в крепости, мало что осталось. Сохранились следы улиц и переулков с мостовыми и хорошо сохранившимися в некоторых местах тротуарами. Видны следы от повозок, которые за века пробили глубокую колею. Домов, уцелевших до наших дней, почти нет, но сохранившийся молитвенный дом караимов – кенасса, которую датируют XV веком, – дает представление об архитектуре города. Сохранился также дом, построенный караимами в 1896 году для приема Николая II и членов его семьи, посещавших Чуфут-Кале.
     Основные Южные ворота города сейчас наглухо закрыты, и посетитель, знающий, что “иудейские древности” на мертвом городе не кончаются, должен совершить довольно опасное путешествие по уступам крепостной стены и скалам, чтобы выбраться из города. “Организованных” же экскурсантов от закрытых ворот ведут назад, и для них знакомство с этой страничкой крымской истории заканчивается.
     Выбравшись же за Южные ворота и пройдя метров двести по природной каменной дороге, в которой так же, как и в городе, выбиты колесами бесчисленных повозок две колеи, вы попадаете в... Иосафатову долину. Поводом для такого названия стало сходство расположения этой долины возле Чуфут-Кале с расположением одноименной долины в Палестине, возле Иерусалима. В крымской Иосафатовой долине дорога приводит вас на скрытое лесом караимское кладбище. Полуразрушенная каменная арка и небольшая ограда на краю леса, а дальше... массивные, высотой в метр, а то и полтора каменные надгробья, покрытые надписями на иврите, сброшенные с постаментов,
Печальные следы
людской глупости и злобы
печально тянутся по обе стороны тропинки, ведущей в глубину леса. Кладбище большое, походив по нему почти час, мы едва ли обошли чуть больше половины и от этого пришли в еще большее недоумение: сколько усилий нужно было потратить, чтобы повалить или, по крайней мере, наклонить все эти надгробья. При этом нужно отметить, что разбитых памятников нет. Было несколько треснувших плит, но это могло произойти и по естественным причинам, если учесть, что могилы на этом кладбище датируются начиная с XV века. Так что понять, какую цель преследовали вандалы и когда это произошло, непросто. Одно относительно свежее захоронение 90-го года с надписью на русском языке и еще две, по виду недавние, могилы, датированные годами смерти: одна – 20-м, другая – 50-м, с фамилиями и именами, не оставляющими сомнения в национальности усопших, были нетронуты и вполне ухожены. Уходили мы с кладбища с тяжелым сердцем. И от картины бессмысленного надругательства над мертвыми, и от картины забвения, которому почему-то хотят предать этот памятник. И очень бы хотелось, чтобы тот, кто прочитает эти строки и волей случая окажется в Крыму, не ограничивался бы стандартным маршрутом экскурсии при посещении “крымского Иерусалима”, а побывал и на этом, с моей точки зрения, самом интересном и печальном кусочке крымской земли.

Олег ВЛАДИМИРСКИЙ,
Одесса

Фото автора

Сайт создан в системе uCoz