"Народ мой" №6 (299) 31.03.2003

ЗНАК ВЕКА
К 100-летию Кишиневского погрома

     Ушедшее столетие характеризовалось, среди прочего, двумя событиями еврейской истории, оказавшими влияние на судьбу не только еврейского народа, но и всего мира. Можно сказать, что вторая половина XX века во многом прошла под знаком этих двух событий.

     Речь идет о Катастрофе европейского еврейства и о создании Государства Израиль. И если появление Еврейского государства невозможно было бы без многовекового существования еврейской мечты о возвращении в Эрец-Исраэль, то чудовищное и по сути своей, и по масштабам уничтожение шести миллионов евреев германскими нацистами при полном попустительстве или безразличии других народов и государств не было бы возможным без длинной цепи событий.
>     Первым звеном в XX веке стал печально известный Кишиневский погром, столетие которого скоро будет отмечаться. Это случилось в самом начале века, от которого все народы ожидали прогресса и процветания. Для одного народа — еврейского — век символически начался с небольшим опозданием, не 1 января 1901 года, а в дни христианской Пасхи, 6 апреля 1903 года. И начало это выдалось многозначительным и трагическим.
     Непосредственным поводом к страшным событиям послужил “кровавый навет” в близлежащих Дубоссарах — обвинение евреев в “ритуальном убийстве” — еще одна репетиция случившегося позже дела Бейлиса. В начале года в Дубоссарах был обнаружен исколотый труп христианского мальчика. Черносотенные журналисты сразу же известили читателей своих газет: “Мальчик был распят евреями, кровь спущена до последней капли, и эта кровь приготовлялась для каких-то обрядов”. Полицейское расследование показало, что это ни в коей мере не соответствует действительности, что евреи тут ни при чем, но антисемитская пропаганда сделала свое черное дело. Кишиневская газета “Бессарабец”, издаваемая известным черносотенцем, зоологическим юдофобом П.Крушеваном, изо дня в день публиковала статьи подстрекательского толка — при полном попустительстве и поддержке властей. В конце концов подстрекатели достигли цели: в Кишиневе разразился еврейский погром — самый чудовищный со времен погромов 1880-х годов.
     При всем желании националистически настроенных русских авторов представить это событие как стихийные действия темной толпы факты и документы неопровержимо свидетельствуют: погром готовился заранее. За две-три недели до его начала уже раздавались листовки, в которых говорилось, будто царь разрешил на Пасху трехдневный еврейский погром в Кишиневе. Газеты впоследствии писали: “Это была не случайная вспышка пьяной разгулявшейся толпы мужиков, а заранее спланированное нападение организованной шайки на еврейское население города”.
     Погром продолжался два дня. Власть сознательно не вмешивалась. Лишь после того как сверху было приказано прекратить “беспорядки”, войска были выведены на улицу. Погромщики разбежались без единого выстрела. Новый губернатор Кишинева князь С.Урусов впоследствии писал: “В первые часы побоища одна рота в руках дельного человека могла остановить и потушить погромный пожар”.
>     Вот мрачная статистика тех страшных дней: зверски убиты 49 человек, ранены 586. Разгромлены свыше полутора тысяч еврейских домов и лавок.

     События в Кишиневе взволновали общественное мнение Европы и Америки, пострадавшим шли пожертвования со всего мира. Видные деятели культуры и общества в самой России выступили с резким осуждением погромщиков и поддержкой жертв погрома. Открыто говорилось о том, что царские власти спровоцировали кровавые события в Кишиневе. Дело о погроме рассматривалось в Кишиневе сессией особого присутствия Одесской судебной палаты в конце 1903-го — начале 1904 года. Интересы жертв погрома, еврейской общины Кишинева, представляли самые выдающиеся адвокаты тогдашней России — Грузенберг, Калманович, Карабчевский, Зарудный. Но трудно было ожидать от суда, чтобы он вынес подсудимым — убийцам и насильникам — тот приговор, которого они заслуживали. Такое в царской России было невозможным. Погромщики отделались чрезвычайно легким наказанием, жертвы — лишь символической компенсацией. Кстати сказать, подстрекатели, севшие на скамью подсудимых, продолжали и в зале суда утверждать, что был тайный приказ царя о трехдневном погроме и что погром произошел из-за того, что в кишиневской синагоге якобы проходил тайный съезд мирового еврейства, на котором было принято решение об антиправительственной деятельности в России. На том же суде стали известны поистине ужасающие подробности жестокости убийц и мучений жертв, но здесь не место их приводить.
     Несмотря на разочарование, вызванное результатами суда над погромщиками и подстрекателями, Кишиневский погром имел весьма серьезные и далекие последствия. Он всколыхнул всю общественность Российской империи — в первую очередь еврейскую. В Одессе была создана Историческая комиссия для сбора данных о погроме. В нее вошли С.Дубнов, Ахад ха-Ам, М.Бен-Ами, Хаим-Нахман Бялик. Бялик откликнулся на погром потрясающей поэмой “Сказание о погроме”, переведенной на русский язык В.Жаботинским:

...Встань и пройди по городу резни,
И тронь своей рукой, и закрепи во взорах
Присохший на стволах, и камнях, и заборах
Остылый мозг и кровь комками - то они...

     Не только ненависть к убийцам двигала рукою поэта, но и возмущение безвольностью и безропотностью жертв: “Огромна скорбь, но и огромен срам...”
     В.Г.Короленко описал эти события в очерке “Дом № 13”. Л.Н.Толстой выразил сочувствие жертвам погрома и обвинил правительство в прямом подстрекательстве. 10 мая 1903 года на вопрос филадельфийской газеты “Норс амэрикен нью пэйпер”: виновата ли Россия в Кишиневском погроме? — он ответил: “Виновато русское правительство”. Волна митингов прокатилась по всему миру. Президент США Т.Рузвельт сказал: “Я никогда еще не наблюдал в нашей стране более быстрого, глубокого выражения симпатии к жертвам ужаса, возмущения в отношении происходящего насилия...”
     Непосредственными результатами Кишиневского погрома стали повсеместные попытки создания отрядов еврейской самообороны, всплеск еврейской эмиграции из России, рост влияния оппозиционных царскому режиму партий — сионистских и социалистических. “Отец сионизма” Теодор Герцль под влиянием кишиневских событий склонился к принятию “плана Уганды” (предложенный британским правительством план создания еврейского государства в этой африканской стране). Жаботинский писал: “Еврейская улица до Кишинева и еврейская улица после Кишинева — не одно и то же... Позор Кишинева был последним позором”. Увы, он был и прав, и не прав одновременно. Еврейская “улица” изменилась, но нееврейский “город”, в котором она была, остался прежним.
     Думаю, сказанного выше достаточно, чтобы понять: события 1903 года не могут и не должны быть забыты. Тем более сейчас, когда некоторые писатели и публицисты правого толка пытаются если не реабилитировать, то по крайней мере частично оправдать кишиневских погромщиков. Начинают с ревизии истории погрома, а там уже рукой подать и до ревизии Катастрофы.
     Тот давний урок для евреев всего мира стал поистине знаковым. Увы, будь память нашего народа лучше — не было бы шести миллионов убитых.

Л.БАЛЬЦАН
Сайт создан в системе uCoz