"Народ мой" №6 (299) 31.03.2003

ТРОП(АМИ) ГИЛЕЛЯ
Польская идея еврея о евреях
Еврейская тема на Фестивале польского кино

    В “Доме кино” 14 марта открылся XII фестиваль “Новое польское кино”. На фестивале представлены фильмы, отмеченные различными наградами и представляющие по словам организаторов основные тенденции польского кинематографа, в котором по-прежнему популярностью пользуется тема Второй мировой войны. Два фильма из восьми затрагивают историю Холокоста: “Пианист” Романа Поланского и “Божьи крохи” (Boze skrawki) молодого режиссера Юрека Богаевича.
     Фильм “Пианист” основан на воспоминаниях известного польского пианиста и композитора Владислава Шпильмана. Картина посвящена его судьбе: пианисту, попавшему в 1939 году в оккупированной фашистами Варшаве в еврейское гетто, удалось вырваться из гетто и чудом спастись благодаря немецкому офицеру, капитану Вильму Хозенфельду.
     Как рассказал Роман Поланский, при съемках фильма он не испытывал трудностей, поскольку сам режиссер пережил подобную трагедию. Наверное, из-за этой страшной реалистичности картина имела огромный успех: на Каннском фестивале в прошлом году “Пианиста” удостоили “Золотой пальмовой ветви”.
     Поланский, которому сейчас 68 лет, испытал на себе жизнь в гетто в Кракове. Родители Романа вернулись в Польшу из Франции лишь за 2 года до начала Второй мировой войны, и оба были отправлены в концентрационные лагеря (там умерла мать Романа). Молодому Поланскому удалось бежать из гетто. Он не погиб в польских лесах, живя в разных католических семьях. И хотя местные жители игнорировали кинотеатры, где показывали только немецкие фильмы, Поланский часто бывал в кино, которое стало его страстью.
     Как говорит Поланский, “главным при съемках было все подчинить своей идее”. В “Пианисте”, по его словам, он не дает рецептов, как выживать, а только “отражает все с достоверностью, которая ему дорога”. Восемьдесят процентов фильма снималось в Варшаве, двадцать – в студии под Берлином. Режиссер снял фильм на своей Родине спустя сорок лет после эмиграции.
     Кинолента “Божьи крохи” снята молодым польским режиссером, тоже (как и Поланский) эмигрантом, живущим сейчас в Америке, Юреком Богаевичем. Это история еврейской семьи, пытающейся спастись из Кракова в 1943 году, и их сына, 12-летнего Ромека, выжившего благодаря польскому крестьянину Гнечо, согласившемуся взять его на попечение.
     Надо сказать, что оба фильма объединяет не только тематика, но и во многом пронзительная художественная достоверность, так подкупающая самого “защищенного” зрителя.

Сайт создан в системе uCoz