"Народ мой" №7 (300) 15.04.2003


К десятилетию движения Хэсэд

Еврейский Че Гевара,
или местная благотворительная революция

     “Хэсэд Авраам” – самая большая благотворительная организация в России и одна из крупнейших в Европе. За прошедшие годы помощь от Хэсэда получили около 60 000 человек. Сегодня в организации трудятся более 900 волонтеров, которые бескорыстно отдают свое время и силы помощи нуждающимся. В “Хэсэде Авраам” сегодня более 42 000 подопечных.

     Иногда Изя Сабаг поворачивался лицом к окну, смотрел на обычный питерский зимний пейзаж – снег, серое небо – и говорил:
     – Такое чудо, как снег, мог сотворить только Б-г!
     Израэлю Сабагу, израильтянину марокканского происхождения, белый покров земли казался доказательством бытия Б-жия. Мысль, мягко говоря, спорная. Но вот то, что случилось в еврейском благотворительном движении России за последние десять лет, и то, что у его истоков стоял такой человек, как Сабаг, может быть более веским доводом в пользу существования справедливой руки Г-спода.
     Однажды, еще в начале 90-х, по городу прогуливались Леонид Колтон (нынешний директор “Хэсэда Авраам”) и Александр Френкель (сегодня он руководит общинным центром) и встретили Амоса Авгара, который тогда был директором благотворительных программ местного отделения “Джойнт”. За чашкой кофе в близлежащем кафе Амос вдруг заговорил о том, какой ему видится еврейская благотворительная организация в России. Он говорил о трех основных принципах сегодняшнего движения Хэсэд: волонтерстве, идишкайте, общине, об основных программах. Авгар набросал “портрет” сегодняшнего еврейского благотворительного центра. Колтону и Френкелю эта идея показалась чем-то промежуточным между Страной Дураков и островом Утопия. Разговор был мимолетным, и два его участника “с российской стороны” восприняли его как малозначительный.
     Но в “Джойнте” распорядились иначе: еврейскому благотворительному центру “Хэсэд Авраам” - быть! Руководить им назначили Изю Сабага, которому было тогда 23, он слегка говорил по-русски и не знал английского, и Леню Колтона, который был старше на 10 лет, и чуть-чуть знал иврит. С первого взгляда они не понравились друг другу.
     Благотворительные традиции в России только начали возрождать. Евреи забыли национальные обычаи, уезжали из страны, а те, кто решил остаться, жили в постоянном страхе – это было время всплеска как национального, так и националистического сознания: фашистские организации были очень активны. Базис слабоватым.
     Но тут-то начались чудеса…
     Одна сотрудница “Хэсэда Авраам” вспоминает, как при приеме на работу ее интервьюировал Изя:
     – Он сидел, развалясь, в кресле. Потом задал мне вопрос с таким чудовищным акцентом – я еле догадалась, что он интересуется, не курю ли я. Я ответила, что нет. Не знаю, это ли решило мою судьбу, но на работу меня приняли.
     Другая сотрудница вспоминает:
     – Рабочий день в Хэсэде начинается в 10 утра. Я пришла вовремя, но к моменту моего появления меня уже ждала женщина-волонтер, которая случайно явилась в благотворительный центр до начала рабочего дня. Она спокойно стояла у двери кабинета. Изя пришел в Хэсэд пораньше и это увидел. Он закричал: “Еще раз увижу, что волонтер пришел раньше тебя, – ты уволена!” С тех пор я всегда являюсь на работу к 9.
     Изе долго объясняли: то, что для него, южанина, – обычная манера говорить, в России воспринимается как крик и может обидеть.
     Изя ничего не понимал в уставах, законах и прочих официальных документах, знания которых требует работа в благотворительной организации. Леонид Колтон вспоминает:
     – Изе это было не нужно: если надо было идти к какому-нибудь чиновнику, он просто находил человека, объяснял ему в общих чертах цель, заряжал его своей энергией. Сабага ничто не могло остановить, он и людям сообщал свою пробивную способность. Он никогда не делал того, что ему было неинтересно. Но если им овладевала какая-то идея, он был способен собрать вокруг себя и организовать огромный коллектив для ее осуществления.
     Не надо думать, что Изя Сабаг – эдакий еврейский Че Гевара. Конечно, если говорить об энергичности и харизме – да! Но, слава Б-гу, им владели гораздо более “локальные” идеи. И, в отличие от известного поборника мировой революции, он не заблуждался.
     Изя учил других и учился сам. Как человек, выросший в капиталистической стране, он имел более четкое представление о том, что такое фандрейзинг. Когда в Хэсэде появлялись потенциальные спонсоры, которые просили отвести их к подопечным, сотрудникам было стыдно показать им ужасы быта российских коммуналок. Изя кричал:
     – Ведите их в самые грязные, вонючие квартиры! И если там нет запаха мочи, вы должны принести ее с собой!!!
     Чему научился Изя в России, кроме того, что кричать на людей нельзя? Он оказался восприимчив к культуре. На свое тридцатилетие он выучил наизусть “Я помню чудное мгновенье…”, полюбил балет, очень трогательно интересовался историей Великой Отечественной войны, пел со стариками песни тех лет.
     Многие не верили, что такой молодой человек искренне, от всей души интересуется проблемами стариков. Но искренность была одной из основополагающих черт Изи Сабага. Он умел заставить людей чувствовать себя раскованно. Общался со всеми одинаково вне зависимости от их возраста и социального положения. Вот как вспоминает об Изе одна из волонтеров: “Очень яркое впечатление осталось от одной из летних поездок в лесопарк, где мы праздновали день рождения Изи. Была чудная погода – все пели и плясали под музыку в исполнении ансамбля. У всех было радостное настроение, которое умел создавать только сам Изя”.
     Сегодня Хэсэд, хорошо это или плохо, превратился в благотворительную машину с огромным офисом и сотней сотрудников, а тогда, в первые дни, когда он помещался в полутора комнатах на Водопроводной улице, и даже позже, уже на Шпалерной, это была одна семья. Изины харизма и увлеченность заставляли людей не только самоотверженно работать, но и делиться друг с другом своими домашними проблемами. Тогда, опять же, хорошо это плохо, но все всё знали друг о друге…
     Сейчас Изя живет в Израиле, учится, женился.
     Я видела его всего один раз – он приезжал в Россию на Новый год, и эту статью пишу по рассказам очевидцев. Я верю этим людям: ведь многие из них почти с фанатической настойчивостью повторяют, что “Изя обязательно вернется в Россию, и мы с ним еще поработаем”…

Мария КОНЮКОВА
Сайт создан в системе uCoz