"Народ мой" №8 (301) 30.04.2003

НАМ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ТАКИМИ, КАК ВСЕ

    Давно подмечено, кажется, еще великим Гейне, что еврей не может быть таким, как все окружающие его люди. Хороший еврей нравственно выше всякого, кто находится рядом на шкале общественной иерархии, плохой человек еврейского происхождения – морально ниже самого ничтожного члена общества. Умный еврей, наблюдаем мы с вами, – это Эйнштейн, Спиноза, Фрейд, в крайнем случае – какой-нибудь Карл Маркс. Но если еврей глуп, то спастись от всеобъемлющей глупости невозможно ни на рынке, ни в кнессете.

     Что верно для отдельных евреев, верно и для всего народа Израиля. Мы не можем быть нормальной страной в стандартизированном понимании современных политологов и соответствовать мировым представлениям об общественном устройстве, навязанным нам государствами западного образца. Мы или выше, или значительно ниже установленных норм. Это понимал даже социалист Бен-Гурион, утверждавший в момент создания еврейского государства его высокое назначение: "Будем светочем всех народов". И если Израиль отказывается от своего назначения нести в мир высшее знание, если еврейский народ не тянется вверх, к высшим смыслам и высшим мирам, он безудержно падает вниз, в черную дыру, в мерзость и запустение, нескончаемую интифаду, террор и кровь, международную изоляцию, социально-экономический кризис, банкротство, дефолт...
     Еврейский народ всегда был главным персонажем в драме мировой истории, а Творец не меняет актеров. Мы сами взяли на себя исполнение этих ролей и в течение последних тысячелетий категорически отказывались покинуть свое поприще, уйти в тень, покинуть главную площадку исторической драмы хотя бы ненадолго. Евреи находятся на наиболее освещенной части мировой сцены, наша судьба и все, что с нами происходит, зависит от того, хорошо или плохо мы справляемся со своей ролью.
     Как известно, историческое назначение антисемитизма – напоминать евреям о еврействе. Этот постулат срабатывает даже на таких представителях ассимилированного еврейства, как Теодор Герцль, который почти не был знаком с традициями и духовными ценностями иудаизма, а в молодости вообще считал, что все свои проблемы евреи смогут решить, приняв христианство. Но достаточно было ему посмотреть на судилище и гражданскую казнь Дрейфуса, чтобы понять: еврей, похожий на гоя, не избавляется от ненависти, но получает ее сторицей.
     Герцль смог создать идеологию сионизма, переведя на язык политического действия вековечную мечту евреев о Сионе. Герцль своевременно понял, что слиться с гоями евреи не смогут. Более того, чем дальше пойдет процесс еврейской ассимиляции, тем больше будут ненавидеть народы приспособившихся, то есть отказавшихся от своей богоизбранности евреев. Чтобы эта простая истина дошла до остальных, понадобились неисчислимые бедствия, обрушившиеся на европейское еврейство.
     Зато сегодня становится очевидным – богоизбранность не является вещью, от которой можно отречься по собственной воле. Отказываясь от собственной уникальности, мы превращаем свои крылья в крышку гроба. Не может быть тихой Швейцарии на Ближнем Востоке. Приспосабливающийся Израиль вечно будет получать затрещины от соседей и порицание мирового сообщества. Израиль, исполняющий свою роль, будет поддержан всеми народами, ибо нужен он им по причине подлинной особости своей, а не мнимой похожести.
     Это недопонимали многие из первых сионистов, отличавшиеся от своих противников – европейских и российских ассимиляторов – только тем, что считали необходимым для полной ассимиляции переселение в Палестину.
     И сионисты-ассимиляторы, и левые, твердящие о том, что самый большой враг сионизма – ортодоксальный иудаизм, забывают, что был и такой представитель иудаизма, как каббалист раввин Кук, сумевший примирить сионизм с еврейской традицией.
     "Ныне пробуждается Дух народа, многие из носителей которого заявляют, что не нуждаются в духе Б-жьем... Но того, что они хотят, они не ведают сами. Дух Израиля так соединен с духом Б-жьим, что даже если кто-нибудь говорит, что совсем не нуждается в духе Г-споднем, а стремится к духу Израиля, то дух Б-жий присутствует в глубине его стремлений против его воли", – утверждал раввин Кук, понимая, что сионизм необходим для того, чтобы вернуть евреев на родину, основать еврейское государство и защитить его. Он усмотрел угодную Г-споду иронию в том, что святое дело осуществляют безбожники: "В Б-жественном мироздании, где даже паук не плетет свои сети иначе как по велению Творца, эти люди действуют, приближая Искупление, вне зависимости, хотят они того или нет". Согласно раввину Куку, их субъективное восприятие представляет лишь одну сторону медали и, в конечном счете ничего не меняет.
     Пусть сионисты действовали социалистическими методами, но на благо Израиля. Они основывали кибуцы, чтобы возделывать давно запущенные земли. Они служили Творцу и выполняли его волю, не понимая этого. Может быть, на тот момент именно такое развитие событий было необходимо. Но сейчас мы подошли к иному этапу, когда нужно сменить методы и стратегию. Когда нужно вернуться к духовному и понять, что мы больше не можем отказываться от собственной миссии, пытаясь логикой измерить стремление высших сил удержать и сохранить нас на этой земле.
     Именно этого требуют от нас и народы мира. Взгляните на наиболее известные книги, написанные в последнее время неевреями об Израиле, иудаизме и еврействе. Все они – и антисемитские, и юдофильские - пропитаны осознанием некой неразгаданной духовной миссии народа, которого Г-сподь отличил от других племен.
     Вот двухтомник Солженицына, вызвавший столько обиженных стрел и не всегда справедливых обвинений классика в неприязни к еврейскому народу. Но "Двести лет вместе" ругает евреев лишь за исполнение чужой роли и восхищается ими, когда они делают свое дело, стоят на своих духовных основах, без которых, по мнению Солженицына, вообще невозможно понять феномен евреев.
     Подражание, в том числе политическое подражание другим народам, есть форма идолопоклонства, определенного в иудаизме как "чужая работа". Выполняя ее, мы чужды и ненавистны всему миру. Но когда мы возвращаемся к своей сути, даже люди иных религий воспринимают евреев как великую нацию, а Израиль как мировую державу. Солженицын цитирует множество примеров подобного восприятия среди православных философов, признававших богоизбранность иудеев и их особый удел. С этим мнением согласны даже священники.
     Богослов и историк церкви А.В.Карташев писал в 1937 году, что еврейство есть великая мировая нация. Для этого утверждения богослову и историку достаточно факта дарования миру Библии и порождения трех мировых монотеистических религий. Нация, играющая огромную, непропорциональную своему количественному составу роль в мировом хозяйстве, мировой политике и мировой культуре; нация, превзошедшая всех своим национальным самоутверждением вопреки тысячелетиям рассеяния... Не объект филантропического сострадания, а равноправный субъект в мировом состязании великих наций!
     Карташеву вторит современный дьякон Андрей Кураев, говорящий о том, что если внимательно читать Библию, то начинаешь понимать, что евреи не богоизбранный народ, а богосозданный. Этот народ Творец образовал для Себя, для своих целей. Более того, Творец сделал все, чтобы Израиль навсегда понял, что нет у него естественного "права на жизнь", права просто жить, как другие народы, но он должен жить лишь для того, чтобы выполнять свое предназначение, ибо все его существование есть Б-жий дар. Андрей Кураев уверен, что держится Израиль на волоске милости Б-жьей, а не на граните "естественного права", на силе, которая дана ему для исполнения миссии, силе духовной, несоизмеримой ни с чем.
     Об этом же пишет американский протестант историк Джонсон, когда указывает, что мир ждет от еврейского государства не "хорошего поведения", а восстановления Храма, не следования общим рецептам, а нахождения новых путей и решений. По мнению другого протестантского теолога, подобно тому, как борьбу за создание Израиля поддержало множество христиан-сионистов, сегодня множество неевреев-каббалистов готово поддержать Израиль в его поиске высших смыслов, так как эта деятельность необходима всем.
     И все книги абсолютно светского человека, бывшего посла Бовина об Израиле таят запрятанный между строк намек: и Россия, и мир готовы принять любое решение Израиля, единственное, что мир не готов простить нашей маленькой стране, – это нерешительность, уклонение от решений.
     Это же так просто понять: если мы отказываемся от своей роли в этом мире, то именно за это нас преследуют и хотят уничтожить. Давая еврейскому народу Тору, Б-г сказал: "Я отличил вас от тех народов, чтобы стать [вам] Моими" (Ваикра, 20:26).
     Мы должны осознать свое отличие и свою роль, иначе беды будут лишь приумножаться. Сегодня мы должны понимать, что происходит, мы обязаны ведать, что творим. Израиль может выжить, преуспеть, достичь мира и процветания, только осознав свою историческую миссию – носителя духовного знания человечества, и только в этом случае у государства появится стратегия, у страны – национальная идея, а у нас с вами – шанс выжить. Хочется верить, что для осознания этого нам не придется пережить вторую Катастрофу.

Мордехай МАНН
Сайт создан в системе uCoz