"Народ мой" №8 (301) 30.04.2003

В ЕВРЕЙСКОМ МИРЕ

В Израиль из Чили репатриировалась семья в составе 29 человек
     “Всю свою жизнь мы мечтали приехать в Израиль”, – говорит Мария Аргуши, которой уже перевалило за 70, а ее сын добавляет: “Здесь все так спокойно”.
     Мария Аргуши, ее семеро детей, 14 внуков и четырехмесячный правнук прибыли в Израиль в начале апреля и сейчас живут в центре абсорбции Еврейского агентства в Нагарии. “Наша большая семья – из города Консепсьон на юге Чили, – рассказывает Мария, – и мы всегда строго следовали еврейским законам. Мы всю жизнь мечтали о приезде в Израиль, но на протяжении многих лет наши попытки оказывались тщетными. Несколько моих братьев пытались попасть в Израиль через Аргентину, но одни погибли, не вынеся трудностей перехода через Анды, а другие, добравшись до Буэнос-Айреса, так и не смогли попасть в Израиль. Наконец на прошлой неделе 29 членов нашей семьи, четыре поколения, осуществили давнюю мечту. В Чили остались еще сын и дочь, но мы надеемся, что со временем и они присоединятся ко всему семейству”.
     Семья начинает обживаться в Израиле. После прогулки по пляжу Нагарии сын Марии Ксавьер Торес сказал: “Самое большое впечатление на нас в Израиле производят меры, предпринимаемые для обеспечения безопасности. В Чили нам все твердили про войну в Ираке и о постоянных опасностях, но сейчас мы убеждаемся, что здесь все спокойно”.

Ученые приходят к выводу, что исход из Египта – подлинное историческое событие
     В своей новой книге “Исход из Египта – исторический факт или миф?”, выпущенной недавно издательством “Шокен”, д-р Пнина Гальпаз-Феллер, преподаватель иерусалимского Института иудаизма им.Шехтера, специалист в области ТаНаХа и древних восточных цивилизаций, утверждает, что библейский рассказ опирается на реальные исторические события.
     Вышедшая книга является итогом 30-летнего неустанного исследования самых разнообразных исторических документов и археологических экспонатов, в том числе сотен египетских папирусов, древних надгробных рисунков и надписей, статуэток, многочисленных скульптурных изображений и т.д. В процессе работы д-р Гальпаз-Феллер обнаружила описания жизни рабов в Древнем Египте, весьма схожие с теми, которые мы находим в библейской книге Исход. Так, например, один из папирусов содержит обращение некоего египетского чиновника к властям с жалобой на то, что ему не поставляют солому для изготовления кирпичей. Аналогичную жалобу, исходящую от “надсмотрщиков из сынов Израилевых”, мы находим и в Библии: ”Солома не выдается рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте”. (Исход, 5:16).
     Как археологические данные, так и древние египетские документы, касающиеся производства кирпичей в ту эпоху, организации трудового процесса и повседневной жизни рабов, подтверждают библейский рассказ. Например, в Дир ал-Медина было обнаружено около тысячи документов, описывающих жизнь рабов в деревне. Так, рабы были организованы в небольшие группы, к которым были приставлены надзиратели двух родов, напоминающие библейских надсмотрщиков и “притеснителей”, т.е. надсмотрщиков из числа сынов Израиля и египетских надзирателей.
     Вместе с тем, отмечает д-р Гальпаз-Феллер, до сих пор не обнаружено ни одного египетского документа, который бы четко и однозначно указывал на пребывание израильтян в Египте. Единственная запись, упоминающая народ с подобным названием, не содержит никаких пояснений относительно его происхождения или этнической принадлежности.
     Исследовательница категорически отвергает бытующее в народе представление, будто бы израильтяне были заняты на строительстве египетских пирамид. Пирамиды в любом случае были сооружены за тысячи лет до предполагаемого появления в Египте сынов Израиля.
     Дополнительный интерес представляет утверждение автора, что монотеизм (то есть вера в единого Б-га) не является израильским или библейским изобретением. В течение непродолжительного времени подобная вера была широко распространена в Древнем Египте, и Моисей (Моше) вполне мог находиться под ее влиянием.
     В связи с выходом книги д-ра Гальпаз-Феллер была приглашена участвовать в различных международных форумах историков. В ближайшее время она выступит с докладами в Научном центра Каира, в Египетском музее в Оксфорде и других научных учреждениях.

Седер в Персидском заливе
     Объединение еврейских общин Северной Америки посылает солдатам-евреям, находящимся в Ираке и районе Персидского залива, 1500 “пасхальных посылок”, чтобы они могли отпраздновать Песах по всем правилам. В каждой посылке Агада, упаковка мацы, виноградный сок, фаршированная рыба, куриный бульон с кнейдлах и другие кашерные пасхальные деликатесы.
     В район Персидского залива отправились семь раввинов, чтобы организовать распределение пасхальных посылок и помочь солдатам подготовиться к празднику. “Я сейчас занят подготовкой к Песаху, – пишет капитан Давид Голдсторм, находящийся в составе американских войск в районе Персидского залива, раввину Джозефу Гроссману, одному из ведущих экспертов по вопросам кашрута Объединения ортодоксальных еврейских общин Северной Америки. – Вместе с другими армейскими раввинами мы делаем все возможное, чтобы пасхальная ночь стала праздничной для как можно большего числа солдат-евреев. Мы планируем организовать проведение седера в нескольких местах, чтобы солдаты могли оставить на время свои подразделения и принять участие в праздновании”.

Ашкелон: свет в доме
     Новый центр помощи нуждающимся репатриантам открылся в Ашкелоне. Задача Центра – оказание содействия в обустройстве жилья тем репатриантам, которые не имеют для этого необходимых средств. На церемонии открытия присутствовали глава Еврейского агентства Салай Меридор, генеральный директор Агентства Гиора Ром и мэр Ашкелона Бени Вакнин. Центр создан при поддержке Еврейского агентства. Персонал Центра – добровольцы, привлекаемые Отделом волонтеров муниципалитета Ашкелона. Центр открылся незадолго до Песаха, когда многие израильтяне по традиции обновляют мебель и различное домашнее оборудование.
     Персонал Центра, получившего название “Ор ба-баит” (“Свет в доме”), собирает информацию от жителей и городских организаций, готовых предоставить в распоряжение Центра ставшие ненужными вещи(в хорошем состоянии), а также от тех семей, которые испытывают потребность в таких вещах. Сотрудники Центра посещают потенциальных жертвователей, чтобы убедиться, что предлагаемые вещи действительно находятся в хорошем состоянии, а затем эти вещи доставляются либо на специальный склад, либо непосредственно на дом тем, кто высказал пожелание получить такие вещи (как правило, за символическую плату).
     На открытии Центра Салай Меридор выступил с эмоциональной речью, в которой он, в частности, сказал: “Я обращаюсь к правительству с призывом: новая экономическая реформа не должна ущемлять новых репатриантов. Репатриация нужна нам как воздух!” Меридор также подчеркнул, что Песах – это праздник репатриантов, и обратился со словами благодарности к тем, кто принял решение вернуться на историческую родину в это нелегкое время. Мэр Бэни Вакнин тепло поблагодарил Еврейское агентство за помощь в создании Центра. Мэр также сказал, что в ходе беседы с руководством Еврейского агентства он узнал от генерального директора Гиоры Рома, что они ожидают дополнительное пожертвование в размере 250 тысяч шекелей от семейства Мейерхофа, которое будет направлено на меблировку домов пожилых супружеских пар.

В преддверии Дня памяти жертв Катастрофы мемориальный центр “Яд ва-Шем” подготовил на своем сайте новые учебные программы
     Накануне Дня памяти жертв и героев Катастрофы европейского еврейства, который отмечается в этом году 29 апреля (27 Нисана) Центральная школа изучения Катастрофы при мемориальном комплексе “Яд ва-Шем” представила на интернетовском сайте новые материалы для учителей, воспитателей и активистов молодежных движений. Новые педагогические разработки посвящены, в частности, следующим темам: “60 лет со дня восстания в Варшавском гетто”, “Дети в эпоху Катастрофы”, “Прощальные голоса – последние письма погибших в Катастрофе евреев”.
     Представленные на сайте методические разработки и документы призваны помочь преподавателям при подготовке к занятиям по теме Катастрофы найти необходимые материалы из фондов “Яд ва-Шем”: фотоснимки и отрывки из дневников, свидетельские показания и письма погибших. Музейно-образовательная концепция музея “Яд ва-Шем” базируется на представлении материалов прежде всего личного характера.
     Ежегодно обновляется один из основных разделов сайта “У каждого человека есть имя”. Здесь представлены списки людей, погибших в дни Катастрофы. Со всеми материалами можно ознакомиться в интернетовском сайте “Яд ва-Шема”: www.yadvashem.org

(По материалам еженедельника @genda Еврейского агентства
“События в еврейском мире”, 2003 г., № 16)
Сайт создан в системе uCoz