"Народ мой" №9 (302) 15.05.2003

Сол Беллоу, ты не прав
И еще кое-кто тоже не прав

     Помню, как лет десять назад попала мне в руки книга Сола Беллоу “Путешествие из Нью-Йорка в Иерусалим и обратно”, и как во время чтения первой же главы этой книги я была просто шокирована. В этой главе автор рассказывает о том, как он летел в самолете из США в Израиль, и как вместе с ним летела большая группа хасидов. Их было так много, что кашерной еды в самолете на всех не хватило. Сидевший рядом с Солом Беллоу молодой хасид, предвидя такую ситуацию, взял с собой солидный запас домашней еды и решил угостить писателя, который, между тем, уже собирался было заказать себе, как обычно, некашерный обед. Но угостить с одним условием: “Чтобы вы больше никогда в жизни некашерного не кушали”. И тут писатель с мировым именем, получающий огромные гонорары за свои книги, вдруг начал жаловаться, что кашерная еда уж больно дорого стоит, и что так совсем разориться можно. И молодой человек, который, как выяснилось, работал простым рабочим на фабрике, сказал, что он будет высылать Солу Беллоу каждый день по пятнадцать долларов, чтобы тот все-таки мог позволить себе кушать кашерную пищу. Что вы думаете?! Солу Беллоу этого показалось мало! Тогда молодой человек сказал, что будет высылать ему в день по двадцать пять долларов. Но писатель все равно не согласился и тут же заказал себе некашерный обед. “Ну не безобразие ли это?” – подумала я. – “Мы здесь годами не кушали ничего кроме овощей, каши и селедки, но все равно Кашрут соблюдали, а этот нахал уверяет, что ему его больших писательских заработков на кашерную еду не хватает”.
     Несколько дней назад я вспомнила об этой истории, и вот почему. Время от времени мне приходится общаться по работе с одной дамой, которая и иврит, вроде бы, изучать начинала, и Традицией интересуется, но то и дело говорит: “Соблюдать Кашрут в условиях России – это просто нереально. Никаких денег не хватит”. А тут на днях зашла я в продуктовый магазин рядом с моей работой, направляюсь себе спокойно в бакалейный отдел, чтобы купить муки и крупы, и вдруг вижу: эта дама в колбасном отделе покупает нечто совсем свиное. Я сделала вид, что ее не заметила, но потом не поленилась, посмотрела на ценник. Так вот, это самое свинство стоило ровно в два раза дороже, чем килограмм говядины!
     Нет, дело совсем не в материальном достатке! Как-то раз меня пригласила на Шабат одна молодая семья. Далеко не самая богатая. Поженились года полтора назад, живут в крохотной однокомнатной квартирке. Площадь кухни меньше пяти квадратных метров, но все как положено: в отдельном шкафу посуда для мясного, в отдельном - посуда для молочного. И ничего, что посуда далеко не роскошная, и шкафчики совсем маленькие. А какой роскошный субботний обед приготовила молодая хозяйка! Таких вкусных и красивых салатов я никогда раньше не пробовала. А приготовлены они были из самых обычных и простых овощей: из капусты, из моркови и из свеклы. А еще было совершенно восхитительное блюдо из куриных крылышек. И как-то по особенному приготовленный картофель, и пирожки… Этой женщине всего лет двадцать, и, казалось бы, опыт самостоятельной работы на кухне у нее очень небольшой. И еще учтите, что у этой пары есть маленький ребенок, то есть времени на кулинарные дела явно остается не так уж много. И зарплата у мужа весьма скромная. Но для этой молодой семьи Кашрут – это нечто совершенно естественное и само собой разумеющееся.
     На самом деле в соблюдении Кашрута нет ничего сложного. Тем более сейчас, когда в магазине при синагоге почти всегда есть кашерные курицы и даже говядина. Раньше мы кушали курочку в лучшем случае три-четыре раза в год по праздникам, а что такое говядина вообще не знали. Сейчас даже при весьма скромном достатке можно к каждой Субботе купить хотя бы одну маленькую курочку. Кроме того, великое множество совершенно кашерных блюд можно приготовить из самых обычных продуктов, которые продаются в самых обычных магазинах и на самых обычных рынках. Кашерны многие виды рыбы (в том числе горбуша, сельдь, щука, судак, треска), все овощи и фрукты, фасоль, крупы, сахар, мука (только надо следить, чтобы в них не было жучков и червячков), растительное масло, чай, кофе. Во многих обычных магазинах Петербурга можно купить кашерный хлеб, кашерные овощные консервы (зеленый горошек, кукурузу), кашерные соки.
     Нет, проблема тут не в материальном достатке, и не в том, что “кашерные продукты трудно найти”, как утверждают некоторые. Проблема в том, что, к сожалению, многие евреи (и у нас в бывшем СССР, и за рубежом тоже) привыкли “жить как все”, забывая о том, что они – народ, избранный Вс-вышним, и поэтому имеют особые обязательства перед Ним. Одно из этих обязательств – соблюдение Кашрута. И не случайно Кашрут был одним из тех факторов, которые способствовали тому, что евреи сохранились как народ на протяжении тысячелетий, несмотря на изгнание, несмотря на преследования.
     А что же сейчас? По-моему, нередко все дело просто в элементарной лени. И прежде всего я имею в виду женщин. Потому что соблюдение Кашрута – это в первую очередь дело женщин. Я знаю несколько семей, в которых женщины начинали соблюдать Кашрут, а их мужья, будучи прежде нерелигиозными, постепенно приходили затем к иудаизму. Они начинали соблюдать Кашрут, а потом и другие Заповеди. И постепенно “простые советские люди” становились религиозными евреями. Один из них сейчас раввин в Израиле. А помню, как лет пятнадцать назад его жена плакала горькими слезами и говорила: “Ну что же с ним делать? Просит чего-нибудь мясного, а тут даже куриц кашерных нет”. Но у нее хватило терпения. И у него тоже.

Зелда НАХИМОВИЧ
Сайт создан в системе uCoz