"Народ мой" №10 (303) 29.05.2003 - "Некуда" №5, май 2003

“Mans X–2” – фильм о Холокосте

     В своем новом фильме “Люди икс – 2” режиссер Брайан Сингер использовал тему преследований и еврейских погромов.
     Надвигается война. Те, кто в меньшинстве, начинают активно преследоваться. Правительство использует законы, чтобы устанавливать их личности. Армия использует законы, чтобы их преследовать, задерживать и убивать. И это не нацистская Германия. Это – Америка. Сюжет “Людей икс – 2”, продолжающих выпущенный в 2000 году фильм “Люди икс”, такой же жуткий, как и положение немецких евреев в преддверии Второй мировой войны. И придуман он отнюдь не случайно: “Интерес к теме Холокоста прочно засел у меня в голове еще в молодости, она оказала влияние как на мою личную жизнь, так и на творческую”, – признается 41-летний режиссер.
     В 1963 году создатели студии Marvel Comics Стэн Ли и Джек Кирбай выпустили комиксы “The Uncanny X-Men”. Основанный на более известной версии новых “людей икс” 1970-х годов, фильм Сингера “Люди икс” расширяет ее концепцию. “Икс – 2” явились следствием выхода в свет в 1982 году графической новеллы “Б-г любит, человек убивает”, в которой рассказывается о национального размаха охоте на мутантов второго класса, представляющих собой меньшинство; их называют “хомо супериор”. Они рождены людьми, обладающими сверхсилой, что ставит их в авангард человеческой расы, однако именно эти присущие им качества становятся их проклятием. Человечество разделилось на две половины: одна считает мутантов чрезвычайно одаренными людьми, другая видит в них угрозу планете. Мутанты тоже разделены на два идеологических лагеря: один представлен профессором Чарлзом Ксавье (Патрик Стюарт), который тренирует мутантов в совершенствовании талантов во благо процветания человечества; другой лагерь, “Магнето”, возглавляет Эрик Мангус Ланшерр (Эан Маккеллен), который пытается при помощи мутантов свергнуть существующую власть и уничтожить людей.
     Сингер утверждает, что в области менталитета его самого можно отнести в разряд аутсайдеров, и он прекрасно понимает трагизм положения мутантов-неудачников: “Я практически ничего не знаю о своих предках, но оба моих родителя евреи. Мама из Нью-Йорка, отец из Джерси. Их родители были польскими и российскими евреями. Я не прошел обряд бармицвы, ведь у меня даже не было еврейских друзей. Но главные религиозные праздники мы всегда соблюдали. Это было частью самоутверждения”.
     Тема самоутверждения пронизывает всю творческую жизнь Сингера. Она возникает уже в первых фильмах – “Общественный доступ”, в котором сражаются между собой темные силы, и “Подозрительные лица”, где изобретательный преступник маскируется под невинного калеку. В “Способном ученике” один из героев, пожилой мужчина, является нацистским преступником. А в “Людях икс” мы видим незаурядных личностей, которым приходится скрывать свой дар.
     Сингер еще в 1995 году, после того как “Подозрительные лица” (с Кевином Спейси в главной роли) получили “Оскар”, пообещал, что продолжит свою “интригу” с Холокостом, что и сделал в 1997, сняв “Способного ученика”.
     “Хотя тему Холокоста я исследовал глубоко, знаю о нем мало. Прежде всего, я чувствовал, что создаю вариант перевоплощения зла Стивена Кинга, как оно переходит от одного человека к другому через все общество и как оно возникает, если не ожидаешь его появления. Этот метод меня одновременно и пленял, и пугал”.
     Сингер продолжил сотрудничество с актером Маккелленом в съемках “Людей икс”, открывающихся сценами концлагеря – так называемого “Магнето”, лагеря, в котором герой Маккеллена манипулирует способностями мутантов. “Я бы никогда не осмелился снимать исторические фильмы, такие, как “Список Шиндлера” или “Пианист”, потому что считаю себя недостаточно подкованным, – говорит Сингер. – Но возможность показать последствия истории для меня очень важна”.
     По Сингеру, личность отрицательного героя Маккеллена выглядит еще более запутанной, потому что режиссер сделал его евреем. “В книге комиксов он был в концентрационном лагере, но национальность его не указывалась, – объясняет режиссер. – Я принял это решение потому, что оно должно было сработать. Поскольку евреев транспортировали преимущественно вместе, значит, собираясь приклеить желтую звезду к этим особенным людям, я должен был прикрепить ее и к Эрику Ланшерру”.
     Сингер возвращается к сюжету “Способного ученика”, где темная сущность нацизма вселяется в 16-летнего школьника и принимается им: “Это показывает, что зло может пройти через каждого – и немца, и еврея. Поэтому все люди должны быть предусмотрительными, ведь произойти может всякое”.

Марина Костылева
http://www.jewish.ru
Сайт создан в системе uCoz