"Народ мой" №11 (304) 16.06.2003

В ЕВРЕЙСКОМ МИРЕ

Стипендии имени Алексея Найкова участникам программы ”СЭЛА”
     Алексей Найков погиб пять лет назад в секторе Газа, своим телом защитив от террористов школьный автобус с детьми. Благодаря мужеству и стремительной реакции Алексея машина, начиненная взрывчаткой, не смогла приблизиться вплотную к автобусу. Несколько друзей Алексея были тяжело ранены во время взрыва, но все дети остались целы.
     “Мы с вами теперь одна семья”, – сказала родителям Алексея Това Хадад, чья маленькая дочь Хели находилась в автобусе, подвергшемся нападению арабских террористов. Сотни слушателей программы “СЭЛА”, собравшиеся в студенческом клубе Еврейского агентства в Хайфе, с трудом сдерживали слезы, слушая эти слова. Това рассказала, что через год после гибели Алексея у нее родилась еще одна дочь, которую она назвала именем спасителя Хели и ее подруг.
     Алексей прибыл в Израиль в сентябре 1996 года в рамках программы Еврейского агентства “СЭЛА”, которая позволила ему подготовиться к поступлению в хайфский Технологический институт. Защитив диплом, Алексей решил остаться в стране, и был призван в ряды ЦАХАЛа. Вслед за сыном в Израиль репатриировались и родители, Клара и Семен Найковы. Семья поселилась в Хайфе. После трагической гибели Алексея Еврейское агентство решило учредить фонд его имени, который будет предоставлять стипендии молодым репатриантам, прибывшим в страну без родителей. В мае 2003 года студентам различных вузов, добившимся выдающихся успехов в учебе, были вручены 24 стипендии.

Официальное открытие новой исследовательской программы в Еврейском университете в Иерусалиме
     В мае в Институте еврейских исследований им. Манделя, расположенном в учебном кампусе Еврейского университета в Иерусалиме на горе Скопус, состоялось торжественное открытие междисциплинарной исследовательской программы в области еврейской истории, философии и теологии, которой присвоено имя Соколина.
     В течение двух дней ученые обсуждали генезис и историко-философское значение известной молитвы “Унетане Токеф”, входящей в литургию Рош ха-Шана и Йом-Кипур с древних времен и вплоть до наших дней, когда она стала читаться в светских кибуцах в память павших на Войне Судного дня.
     Специальный день был посвящен конференции, носящей латинское название “Bella Libellorum” – “Книги, ведущие войну за свою жизнь”, организованной исследовательской группой программы имени Соколина и посвященной проблемам канонизации текстов на примере Каирской генизы.
     В своем выступлении на открытии новой научной программы президент Еврейского университета в Иерусалиме профессор Мадигор сказал:
     – Еврейский университет, являющийся ведущим всемирным научным центром исследований в области еврейской истории, философии и теологии, приступил к реализации стратегической линии укрепления связей и наведения мостов между исследованиями в области иудаизма и другими сферами академической деятельности. Эта концепция ориентирована на обеспечение эффективного использования научного потенциала Университета и разработку образовательных, культурных и социальных программ, которые будут реализовываться как в Израиле, так и за его пределами, что упрочит значение Еврейского университета в Иерусалиме как центра интеллектуального общения всего еврейского мира.
     В рамках междисциплинарной научно-исследовательской программы им. Соколина осуществляется реализация проектов исследований наиболее сложных и актуальных проблем, связанных с еврейской тематикой.

Обнаружены развалины замка крестоносцев
     Во время археологических раскопок, проводимых в Тверии, обнаружены развалины внушительных крепостных ворот и стены, идентифицированные как части неоднократно описанного в исторической литературе замка крестоносцев 12-го века.
     Каменный брус, входящий в верхнее перекрытие ворот, украшен прекрасной резьбой с рельефными изображениями растений и фруктов. Перед воротами обнаружена выдолбленная в камне щель, в которую опускалась железная решетка, защищавшая вход в замок. Найден камень с выбитой на нем печатью каменотесов в виде латинской буквы V – знак, характерный для периода крестоносцев. Раскопан также участок мостовой. Обнаруженный участок стены сложен из крупных базальтовых камней. Это самая мощная крепостная стена, когда-либо воздвигнутая в Тверии – ее ширина 3,4 метра. По-видимому, замок был окружен рвом, заполненным водой из Кинерета.
     Все отрытые до настоящего времени части замка находятся в прекрасном состоянии, что позволяет продолжить раскопки в надежде полностью освободить строение из-под земляных наносов и включить его в комплекс современной набережной.
     2-го июля 1187 г. выдающийся мусульманский полководец Салах ад-Дин, к тому времени ставший египетским султаном, подвел свои войска к стенам крепости. Крестоносцы из соседних замков, получив сообщение об осаде, двинулись на помощь своим единоверцам в Тверии, однако 4 июля возле Карней-Хитим они неожиданно для себя натолкнулись на армию Салах ад-Дина. Здесь и произошло историческое сражение, закончившееся полным разгромом крестоносцев. Историки считают, что сражение в Карней-Хитим на многие века определило дальнейшую судьбу Эрец-Исраэль. Если бы в нем вышли победителями крестоносцы, не исключено, что и сегодня господствующей религией в этом ближневосточном регионе оставалось бы христианство европейского толка.
     Падение этой крепости в Тверии в 1187 году фактически знаменовало конец Иерусалимского королевства крестоносцев. Хотя в результате Третьего крестового похода европейцам удалось вернуть себе Акко, а затем и Яффо, но их владения теперь ограничивались лишь узкой прибрежной полосой. В 1291 году они были окончательно изгнаны из Эрец-Исраэль.

Вблизи Ришон ле-Цион будет восстановлен штетл
     В нескольких километрах к юго-западу от Ришон ле-Цион будет воссоздано – во всех деталях – типичное восточно-европейское еврейское местечко – штетл. Проект воскрешения “настоящего штетла” принадлежит всемирно известному историку Яффе Элиах.
     Профессор Элиах посвятила не один десяток лет исследованию Катастрофы европейского еврейства и преподаванию этой темы в различных университетах США, принимала участие в проектировании и создании Музея Катастрофы европейского еврейства в Вашингтоне и осуществлении других проектов в области еврейской истории. На вопрос “Почему Вы придаете такую важность воссозданию еврейского местечка?” проф.Элиах ответила следующее:
     – Это один из способов увековечить память европейского еврейства, создавшего богатейшие духовные и культурные ценности, давшего миру столько великолепных талантов и безжалостно уничтоженного нацистами.
     – Это возможность сохранить память о наших корнях, о нашем прошлом. Мы обязаны передать нашим детям и внукам представление о жизни еврейских общин Европы и не позволить сотням и тысячам еврейских местечек бесследно исчезнуть с лица земли.
     – Это чрезвычайно глубокий символ. Воссоздание восточно-европейского штетла на земле Израиля станет воплощением молитв наших отцов и дедов, веками мечтавших о возвращении на родину, в Сион. Если им не удалось осуществить свою мечту при жизни, то пусть хотя бы их души найдут успокоение в родном краю. Не только нынешние поколения должны вернуться в Сион, но весь наш народ должен собраться здесь, начиная от первых изгнанников и до тех шести миллионов, которые были уничтожены в Европе.
     Местечко будет возведено на государственных землях и станет всенародным достоянием. Несомненно, оно будет привлекать внимание и зарубежных туристов. Посетители штетла смогут принять участие в “повседневной жизни” местечка: заглянуть в жилые дома, в том числе и в дом раввина, прослушать синагогальную службу, посетить занятия в религиозном училище, в реформистской школе и детском саду, прогуляться по рыночной площади и приобрести сувениры в лавках ремесленников. Здесь можно будет устраивать семейные торжества – свадьбы и бар-мицвы – в духе былых времен, с участием клейзмеров и народных балагуров.
     Штетл раскинется вокруг древней средневековой крепости, где будет работать музей, расположатся архив, библиотека, художественный центр и театральный зал. В музее будут представлены экспонаты, рассказывающие об обычаях и традициях в еврейских местечках Богемии, Польши и России, а также о жизни еврейских общин Вавилона, Испании, Франции, Германии, Голландии. Особое место будет уделено истории и духовному наследию караимов и хазар.

(По материалам еженедельников @genda Еврейского агентства “События в еврейском мире”, 2003г.)
Сайт создан в системе uCoz