"Народ мой" №12 (305) 30.06.2003

Удачная выставка

     В выставочном зале Центра “Петербургская иудаика” (Исаакиевская пл., д. 5) 18 июня была открыта выставка

“КРАСНЫЙ СИОН.
Проект еврейской автономии в Крыму и на Дальнем Востоке”

     На выставке экспонируются материалы архива ОЗЕТа из фондов Российского этнографического музея:
     76 цифровых фотоотпечатков с оригинальных негативов;
     35 цифровых отпечатков с цветных диапозитивов;
     а также 13 фотографий из альбома “Еврейские колхозы в Крыму” из фондов Центра “Петербургская иудаика”;
     фильм ЕВРЕЙ НА ЗЕМЛЕ. Производство ВУФКУ (Ялта). 1926 г. Сценарий Владимира Маяковского и Виктора Шкловского, надписи Владимира Маяковского, режиссер Абрам Роом, оператор Август Кюн, организатор съемок Лили Брик. Копия фильма любезно предоставлена директором Киевского института иудаики Л.Финбергом.
     Выставка работает с 19.06 по 15.07 по вторникам, средам, четвергам с 1600 до 1900, по воскресеньям с 1300 до 1900.
     Авторы выставки: Л.Б.Урицкая (РЭМ), В.Дымшиц (Центр “Петербургская иудаика), Д.Виленский

     Выставка представляет собой фотопортрет попытки создания еврейских автономий в Советском Союзе в 1920-30-х гг. История еврейской колонизации – один из последних эпизодов, в котором евреи в СССР были не объектом, а субъектом исторического процесса.
     На рубеже XIX-XX вв. еврейство Российской империи не только испытывало тяжелый внешний гнет, но и переживало острейший внутренний кризис. Выход из него представлялся большинству евреев как соединение земледельческого труда с идеей “еврейской страны”. Две эти идеи: “своей страны” и “своей земли” были тесно связаны: можно сказать, что в ХХ в. для еврейского народа основой новой идеологии и нового национального консенсуса стала национально-аграрная утопия.
     Сионистское движение и колонизация Палестины, приведшие, в конце концов, к созданию государства Израиль, были успешной и наиболее известной попыткой воплощения этой утопии, но далеко не единственной. Второй по массовости и по продолжительности была попытка создания еврейских автономий в Советском Союзе в 1920–30-х гг. На какое-то, пусть недолгое, время совпали конъюнктурные расчеты партийных лидеров, горячечные национальные утопии еврейских общественных деятелей и устремления широких еврейских масс.
     С самого начала советское правительство поставило перед собой грандиозную задачу: переселить “на землю” за десять лет полмиллиона евреев. За период с 1925 г. по 1937 г. (когда переселенчество было прекращено) было переселено 126 тыс. человек. Перед началом войны в сельском хозяйстве трудилось 200 тыс. евреев, то есть 7,2% от общего еврейского населения страны (против 3,5% до революции). Основным районом переселения стала Южная Украина, позднее Северный Крым и, наконец, Приамурье (Биробиджан). Постепенно были созданы сотни новых еврейских сел, коммун, совхозов и, впоследствии, колхозов. Национальная автономия была представлена национальными еврейскими сельсоветами, пятью национальными еврейскими районами на Украине и в Крыму и Еврейской автономной областью на Дальнем Востоке. Еврейскую колонизацию в СССР поддерживала существенная часть мировой еврейской общественности. Поддержка заключалась не только в миллионах долларов пожертвований, но и в симпатиях, высказанных советским проектам еврейской национальной элитой.
     В 1924 г. для реализации планов еврейской аграрной колонизации был создано Общество земельного устройства трудящихся евреев (ОЗЕТ), которое занималлось мобилизацией общественного мнения, пропагандой, сбором средств, организацией общего и профессионального образования, медицины, культурной жизни переселенцев. Престиж ОЗЕТА поддерживало то, что в его правление входили видные деятели культуры: например, членами правления Мосозета были С.Михоэлс и В.Маяковский.
     Трагическая точка в деле еврейской колонизации и создания еврейских автономий была поставлена в 1937–38 гг. В 1938 г. переселение евреев в Крым и на Дальний Восток было остановлено. В 1937–38 гг. было полностью уничтожено руководство ОЗЕТа и Еврейской автономной области.
     После ликвидации ОЗЕТа в мае 1938 г. практически все материалы Центрального Совета ОЗЕТа в Москве были переданы в Музей этнографии народов СССР (ныне – Российский этнографический музей) в Ленинграде, в том числе несколько тысяч негативов фотографий и диапозитивов. Фотоархив ОЗЕТа, хранящийся в Российском этнографическом музее, является уникальным материалом, как с исторической точки зрения, так и для понимания процессов развития фотографии в Советском Союзе. Этот материал был снят в период 1924–1937 гг., большей частью малоизвестными авторами. В данном случае мы имеем дело с массовой профессиональной продукцией, и в этом качестве она и интересна. В этих работах, многие из которых не уступают по эстетической ценности классическим изображениям того времени, наиболее отчётливо видны формальные поиски фотоязыка для отображения новой исторической реальности.
     Особый раздел выставки – агитационные диапозитивы, изготовленные на основе раскрашенных вручную стеклянных чёрно-белых фотопластин. Их эстетика, несмотря на известную традицию ручной раскраски фотографии анилиновыми красителями, совершенно уникальна. Для современного зрителя она несет в себе неожиданные отсылки к произведениям Энди Уорхола.
     Все работы на выставке – цифровые фотоотпечатки с оригинальных негативов или диапозитивов – представлены современной публике впервые.
     Нет сомнения в том, что трагический эксперимент по созданию советской “еврейской страны” лежал в магистральном русле тех поисков, которые одушевляли еврейский народ на протяжении XIX–XX вв. Он затронул судьбы сотен тысяч человек. Его участники заслуживают нашей памяти.

(Соб. инф.)
Сайт создан в системе uCoz