"Народ мой" №12 (305) 30.06.2003 - "Некуда" №6, июнь 2003

Добрый мальчик
со своими дикими лошадками

– Как красиво цветут тюльпаны
в Висячем саду…
– И как печально.
Из разговора со смотрительницей на выставке.

     “КОБРА” в Эрмитаже! Вау! После правильной живописи зритель попадает в коридор Петровской галереи – и тут такое. “Я тоже так могу!” “А это похоже на свинку…” Сдавленный смех. У одних. Очищение. Катарсис. У других. На открытии была кобра живая. Теперь краска. Живая. Тоже.
 

     Большинство картин датированы – 1948–1951. Годы образования и роспуска группы. Послевоенный взрыв искусств. Фашизм, война, Холокост позади. Атомная Бомба. Холодная война. Большинство авангардистов эмигрировало в Америку. Среди них Марк Шагал, Марсель Дюшан и Сальвадор Дали. Нью-Йорк становится главной культурной Меккой, потеснив уставший от искусства Париж. В США появляется “абстрактный экспрессионизм” или “живопись действия”. Ее главный герой – Джексон Поллок пропагандировал полное растворение в обнаженном теле масляных красок. Его метод спонтанной яростной атаки на брошенный на пол холст напоминал шаманский танец вошедшего в транс сумасшедшего. В мировом искусстве появились ослепительная первобытная мощь и варварская небрежность.
     Европе тоже нужны были обновление и весна. Новую эру открывает новое искусство! В Голландии возникает интернациональное объединение близких по духу художников и поэтов. “COBRA” – понятное без перевода слово появилось из первых букв трех столиц. Там жили учредители объединения: Асгерн Йорн (КОопенгаген – Дания), Пьер Алешински (БРюссель – Бельгия), Карел Аппел (Амстердам – Нидерланды). Так же в товарищество входили соотечественники Аппеля – Констант (картина “Концлагерь (Война)” 1950 года) и Корнель: “Картина не является более конструкцией из цвета и линии. Это животное, ночь, плач, человек или все это вместе взятое”.
     К группе примыкала компания молодых поэтов-экспериментаторов. Один из них – Лусеберт позже тоже займется живописью. В 1949 году “COBRA” выставилась в Стейдлик-музее (Городском музее) современного искусства города Амстердама и стала частью голландского искусства. В 1950 году Аппел переезжает в Париж, проигнорировав бурлящий Нью-Йорк.
 

     Названия картин выставки “Группа КоБрА и ее современники” хочется записать в столбик как одно бесконечное стихотворение:

Девочка и зверь.
Зверь и человек.
Женщина и птица.
Птица и человек.
Человек, животное, земля.
Фигуры, звери и лодочка.
И т. д.
     Вспоминаются наложенные друг на друга рисунки цветными мелками на асфальте. Художников “COBRA” просто не научили пользоваться пропорциями, перспективой и светотенью. Поэтому краску они бросают прямо на холст или выдавливают из тюбиков, размазывая руками и мастихином. Кричат и прыгают во время работы. Заявляя в свое оправдание: “Нельзя научится писать картину. Главное – переживание, все остальное несущественно”.
     В 28 лет Аппел получил заказ на раскрашенный деревянный рельеф для амстердамской ратуши. Картина получила название “Вопрошающие дети”. Скандал. Картину временно снимают. Полотно с одноименным названием – одно из самых ярких на экспозиции.
     Всего Стейдлик-музей привез в Петербург из Амстердама около 75 живописных произведений, графических листов и несколько скульптур. Шедевры для выставки были выбраны голландскими кураторами и в полной мере отражают последний золотой век голландской живописи.
     Если рядом нет ребенка, еще не испорченного Школьным Часом ИЗО В Неделю, вам рекомендуется до середины сентября 2003 года посетить эту выставку. Если ребенок есть – дайте ему холст и масляных красок. Перечислите темы картин из “стихотворения” выше. Вдруг “COBRA” появится у вас дома? А вечный вывод книги отзывов: “Любой первоклассник нарисует не хуже” получит, наконец, свое подтверждение на практике.
girsh4.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz