"Народ мой" №12 (305) 30.06.2003 - "Некуда" №6, июнь 2003

ПО СУББОТАМ – В ДИСКОТЕКУ, ТО ЕСТЬ В СИНАГОГУ!
БАЛАГАЙ-СЕЙШН В ХЭСЭДЕ

     Пришедшие 10-го мая в Хэсэд на Авдальный концерт могли поучаствовать в необычной акции. В тот вечер в Хэсэде собрались люди из разных сфер культурной жизни. Фаина Недбай, как обычно, устраивала еврейские танцы, вместе с участниками ансамбля “Рикуд”, недавно съездившего в гастрольную командировку в Москву. Евгений Хаздан играл на фортепьяно, а Маргарита Нейман пела на языке сефардских евреев ладино. Но участвовали в вечере и другие творческие личности. На сцене шаманствовал на своей сложнейшей технике ди-джей и джазовый музыкант Балагай, известный в среде музыкантов как “доктор Лупс”, бессменный лидер “Балагай-театра”. Он со своими питомцами внёс оригинальную ноту в вечер.
     Получилось так, что еврейские танцы, вроде “Дебки”, сменялись танцевальными импровизациями на основе индийских тантрических практик. А пение Риты Нейман оттенила известная по фестивалю “Скиф” Снежана, исполнившая медитативную песню без слов. Кстати, эта девушка в хорошую погоду постоянно стучит на небольших барабанах, сидя на Невском проспекте неподалёку от “Лавки писателей”. Оказалось, что Снежана пришла на вечер случайно. На вопрос, кем она себя считает – актрисой или певицей, она ответила – “весёлым человеком”. К этому присоединился и другой исполнитель – Юра. “Я не актёр, хотя и заканчивал трёхмесячные актёрские курсы, да и не прочь до сих пор взять у кого-нибудь уроки театрального мастерства… Но я считаю, что главное – жить полной жизнью, переживать какие-то творческие моменты, и всё тогда получится само собой…” По мнению Снежаны, индийская музыка помогает людям медитировать. Третий молодой человек – Володя – любитель погулять в лесу – танцевал что-то напоминающее тай-цзи-цюань. “Сегодня у Вас с вдохновением как?” – спросил я его. “Я всегда в духе. Могу спеть хоть сейчас”. Что он тут же и доказал, смастерив какую-то русскую народную песню.
     Самого Балагая я нашёл за кулисами.

     “Балагай” – это фамилия или сценический псевдоним?
     Естественно, псевдоним.

     Как называется организация, функционирующая под вашей эгидой?
     Существует частный театр “Балагай”, состоящий из двух частей. То есть, из балагаевского оркестра и группы “Хэппенинг”. В общем-то, мы исполняем здоровую танцевальную музыку. Она при том и энергичная, и драматичная одновременно. (Театр-то – он и есть театр!) В основе у нас принцип спонтанной импровизации. Я лично называю эту музыку “романтический этно-джаз”. И чем больше джазовых специалистов у нас появляется, тем более утверждается это моё определение.

     Где Вы выступаете, кроме Хэсэда?
     Я выступаю в составе ансамбля “Самкха” (звучит похоже на “симха” – “радость” ивр. – С.Л.) в частных закрытых клубах. Ищем, конечно, постоянное место. И моя идея театра “Балагай”, может быть, осуществится в плане предоставления помещения.

     Что значит “самкха”?
     Это такая индийская раковина, в которую трубят.

     Поскольку я пишу для еврейской газеты, задаю традиционный вопрос: не еврей ли вы?
     Да, я он самый и есть. Кстати, аккуратно хожу по субботам в дискотеку, то есть, простите, в синагогу (оговорился).

     Где вы набираете единомышленников? Ребята, которые сегодня выступали, давно ваши питомцы?
     Да, эти молодые ребята как раз из сборной театра “Балагай”.

     Какие у Вас нынче творческие планы?
     Отджазировать как следует балагаевский оркестр. Я ищу импровизаторов, солистов. Вакансии есть. Саксофониста ищу и гитариста. Скрипач джазовый уже есть. Моя методика такова, что я сразу даю работу. Многие музыканты в Питере знают меня и мои структуры. Недаром второй мой псевдоним – “доктор Лупс”, а “loops” по-английски означает “кольца”. Я изобретаю разного рода музыкальные структуры. А вообще я ещё плюс к тому ди-джей Балагай. И работаю без компакт-дисков.

     А кстати, вас не записывали на CD?
     В качестве ди-джея пока нет. Но скоро у нас будет место для постоянной работы. Вот там и записывать будем, и прочее. В принципе, понимаете, моя идея – спонтанная импровизация, и на дискотеке – тоже.

     Как вы столько всего успеваете?
     А джаз, знаете, он и есть джаз. И мой театр организован по джазовой системе. Всё очень спокойно. Я даже спокойно сплю по ночам. Выступления – всего два-три раза на неделе. Но эффективно. А тут вот сегодня проба.

     А вот что-то говорила Снежана про поездки в лес? Вы действительно играете на природе?
     Я любитель профессиональной работы на природе. Чтобы были колонки, пульты, чтобы все музыкальные достижения фиксировались. Одно дело – просто отдых, а для меня лучше завезти на природу передвижную аппаратуру… Надо сказать, выступления на природе очень влияют на состояние музыкантов.

     А как вы совмещаете своё еврейство (посещение синагоги и т. п.) и индийскую музыку, тантрические танцы, дискотеки?
     Я вообще играю любую музыку народов мира. Мне всё нравится, абсолютно всё. Единственный критерий – профессионализм исполнения. На “Джамбу”, допустим, я всё время смотрю, учусь у них. В нашей синагоге на меня, конечно, косо поглядывают, но уважают.

     А вы в синагоге не выступали?
     Нет ещё, не удавалось. Дело в том, что в основе нашего ансамбля импровизация лежит, даже у вокалистов. Есть в джазе такое англоязычное понятие “скэт” – вокальная импровизация. В основе, конечно, всё равно джаз, но не стандартный, не вышколенный. Начинается с некой темы, а потом она разворачивается. Как, в общем-то, в любом произведении искусства.

     А вы симфонии не пишете?
     Нет. У меня получаются симфонетки маленькие. Вот в последнем CD у меня заложено восемь таких небольших музыкальных структур. И каждая со временем, вероятно, станет отдельным компакт-диском. А ещё я готовлю учебное пособие для молодых джазистов. Пусть ребята тренируются, репетируют – барабанщики, флейтисты. Можно и ноты написать. И в перспективе это может стать своеобразным стандартом. Мой театр произрастёт в Академию. Будем тогда иметь возможность обучать желающих с нуля.

     Вы авангардист?
     В основе джаза вообще что лежит? Свингование, уход от основного ритма. Стабильный ритм зависает, часть нот как бы проглатывается, и это неописуемое действо. Ведь это ещё и манипуляция с динамикой звука. В классической музыке такой энергичной динамики звука нет. Там необходимо читать партитуру и бережно относиться к каждой ноте.
     В произведении для большого оркестра джаз, можно сказать, существует только для самого дирижёра. Лишь он волен менять темпы. А в джазе больше потенциальных дирижёров. Джаз – это более демократичная музыка. Здесь легче стать лидером.

     А вы изначально на чём играли?
     Изначально я исполнитель на ударных инструментах, ритм-секция. Поэтому чувствую огромную ответственность за игру любого в ансамбле.

     Вы пользуетесь новыми технологиями?
     Да, я заменяю трёх-четырёх барабанщиков одновременно, опираясь на последние достижения техники. Но в основе у меня – перкуссия. Я люблю играть всегда вторые партии, украшать игру первого. Меня называют ещё “улучшателем музыки”. Иногда приглашают украсить даже уже записанный диск. С обычным компьютером я дело не имею, я работаю на компьютере специального назначения, где монитор уже имеет форму барабана или клавиш. Есть, конечно, люди, занимающиеся мастерингом, составлением музыкальных фраз. Я этим не занимаюсь. У меня используется одновременно 21 инструмент. Это новое поколение инструментов. Мало где ещё это применяют. Кровь из-под ногтей у меня не идёт, хотя я играю на барабане не палочками, а пальцами.

Семён Левин
Сайт создан в системе uCoz