"Народ мой" №13 (306) 15.07.2003

Исаак Савранский
Мартин Бубер
и наше время
(философский очерк)

     “...Б-г создал мир. Он создал его от Себя, чтобы вы могли приблизить его к Нему. Встречайте мир полнотой своего бытия и вы встретите Его. Он сам примет из ваших рук то, что вы должны дать миру. В этом Его милость. Если вы хотите верить – любите”. Так писал в расцвете своего творчества выдающийся еврейский религиозный философ, культуролог и социальный мыслитель XX века Мартин Бубер.
     Он рос и воспитывался в доме своего деда, крупного представителя так называемой “науки иудаизма”. Эта теологическая школа способствовала во второй половине XIX века приобщению восточноевропейских евреев к современному европейскому образу мышления. И если впоследствии для зрелого Бубера было характерно органичное сочетание европейской образованности с глубоким знанием традиционных текстов еврейской религиозной литературы, то этим он целиком обязан своему деду, Шломо Буберу. Впрочем, большинство исследователей творчества Бубера видело в нем одного из крупнейших наряду с Карлом Ясперсом, Львом Шестовым, Николаем Бердяевым философов-экзистенциалистов. В самом деле ключевой темой экзистанциализма (от позднелатинского exsistentia существование) является тема человеческого существования, судьбы личности в нашем многосложном мире, смысла жизни, нерасчлененной целостности субъекта и объекта. И, действительно, эта тема нашла достаточно полное отражение и в произведениях Бубера. Но, в отличие от значительной части философов-экзистенциалистов, Буберу был чужд пессимистический взгляд на человека и индивидуалистический подход к религии. Так, говоря о сущности иудаизма, Бубер отмечает, что иудаизм не “религия” в современном значении этого слова, ибо он, по его, Бубера, мнению, не ограничивается “духовными” вопросами, но стремится активно воздействовать на человеческую жизнь, культивируя в ней все разумное, доброе, вечное, привнося в нее глубокую этическую культуру. Иудаизм, говорит Бубер, по своей исконной сути является жизнеутверждающим феноменом, он изначально обращен к жизни, к земным радостям, надеждам и упованиям. Особое внимание на Бубера оказал хасидизм, который, согласно мыслителю, представляет собой “вершину иудаизма”. Именно хасидизму Бубер обязан своим пониманием природы зла в человеке и способности его преодоления.
     Бубер показал историко-культурное и религиозно-философское значение хасидизма как своеобычного течения в иудаизме, достигшего расцвета между 1750 и 1825 годами. Основатель хасидизма Баал-Шем-Тов утверждал, что жизнь простого человека, занятого повседневными заботами, может быть не менее благочестива и угодна Б-гу, чем жизнь раввина, погруженного в книжную премудрость. Догматы и ритуал, выдвигаемые ортодоксальными комментаторами Талмуда в качестве ключевых феноменов, долженствующих, якобы, сопровождать каждого еврея в течение всей его жизни, Баал-Шем-Тов не считал приоритетными в отношениях человека с Б-гом. Главное в этих отношениях раскрытие своей сокровенной, человеческой сути. Этому служит определенный процесс, названный проанализировавшим его Мартином Бубером, динамическим диалогом. “Диалогическая” книга Бубера “Я и Ты” открывается следующим “предуведомлением”: “Для человека мир двойствен в соответствии с двойственным отношением человека к нему”. С одной стороны, утверждает Бубер, человеку присущи чувство “заброшенности”, “одиночества”, “заботы”, делающие его своеобразным пленником быта, с другой интенсия к прорыву этого состояния, выход на уровень Бытия. Именно на уровне Бытия реализуется диалог человека с Б-гом, а значит, его диалог с миром и другим человеком (отсюда название книги “Я и Ты”). В этой, в сущности, основополагающей для него книге Бубер показал, что разобщенность индивидов порождается тем, что обыденная жизнь, быт, принимается ими за единственно возможное Бытие. В действительности истинное Бытие не является предметным, “вещным”, но личностным.
     Поэтому естественное отношение к Бытию это диалог, личностная коммуникация. Прообраз отношения человека к Бытию отношение подлинно личностное, которое осуществляется перед лицом Б-га. Без такой коммуникации, такой формы общения, невозможно, считал еврейский мыслитель, быть личностью, поскольку только в акте такой коммуникации человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистического “Я” и разрывает ту преграду, которая в объективированном мире стоит между ним и другими людьми. Любовь в самом широком смысле слова наиболее действенный прорыв к другому будь то личность человеческая или Б-жественная. Все в мире, в конечном счете, терпит крушение уже в силу самой конечности существования, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности самой любви. “Человек ищет свободы, он рвется к Б-жественному”, писал “собрат” Бубера по экзистенциалистской философии, русско-еврейский религиозный философ Лев Шестов. Но что такое свобода? Это прорыв человека к себе, к своей экзистенциальной и онтологической сущности, к коммуникации с Б-гом и миром.
     Именно в отношении “Я Ты”, характеризующемся действительной любовью к “Другому”, и реализуется подлинный прорыв к себе, к своей исконной сущности, происходит преодоление отчуждения всех форм и видов его. Я уже сказал выше, что хасидское учение помогло Буберу понять природу зла. Зло, полагает мыслитель, получает в поступках человека действенную реализацию лишь в том случае, если он “коснеет во зле”, не старается преодолеть его, обратив все свое существо к добру, к Б-гу. Зло в человеке своеобразный комплекс неполноценности человеческой личности, следствие завистливого характера, бессильного отчаяния. Истинно благородный человек всегда живет в мире со своей совестью, и значит с Б-гом. Он не знает зла, потому что “Б-га помнит”. Бубер воспринял в хасидском учении и включил в контекст своей религиозно-философской концепции положение о том, что Б-г ждет от человека завершения Его труда и освящения мира. Лишь в свете этого положения становятся понятными социально-исторические воззрения крупнейшего еврейского мыслителя Нового времени, специфические особенности его сионизма, значение этих воззрений для нашей эпохи.
     К моменту прихода к власти нацистов в Германии в 1933 году Бубер покидает возглавляемую им кафедру еврейской философии и религии во Франкфуртском университете и переезжает в Эрец-Исраэль. В 1938 году он поселяется в Иерусалиме и становится профессором социальной философии Еврейского университета. В 4050-е годы Бубер создает свои ключевые работы, посвященные религиозно-историческим проблемам еврейского народа: “Учение пророков”, “Моисей”, “Тропы в утопию”. В частности, эта последняя книга Бубера была написана под известным влиянием киббуцного движения и других экспериментов коллективных форм жизни, наличествующих в Израиле. В целом он в достаточной мере позитивно отнесся к этим “коллективистским опытам”, как своеобразным попыткам “реализации утопии”. В письме к М. Ганди Бубер лаконично излагает суть своей и своих единомышленников социальной философии: “...Заповедь осталась с нами. И сегодня ее требования еще более неотложны, чем когда бы то ни было. Нам нужна собственная земля, чтобы исполнять эту заповедь; нам нужна свобода, чтобы упорядочить нашу собственную жизнь; никакие попытки не могут предприниматься на чужой земле и под властью чужих законов. Не может быть, чтобы нас лишали права на собственную землю и свободу самореализации...”
     Его сионизм носил характер сугубо религиозный. Именно этим, прежде всего, объясняется недоверчиво-неприязненное отношение лидеров политического сионизма к мыслителю, утверждавшему, что “Израиль потеряет себя, заменив Сион Палестиной”. Идеал Сиона, по мысли Бубера, не должен быть подчинен политическим требованиям еврейского государства. Для него существовал главным образом “Иерусалим небесный” и лишь в последнюю очередь “Иерусалим земной”, единственно значимый для политических прагматиков. Он выдвигал идею создания “двунационального” еврейско-арабского государства. Эта идея казалась в эпоху Бубера крамольной. Большинству проживающих на земле Израиля евреев она кажется если не крамольной, то в достаточной мере утопичной и сейчас.
     Когда думаешь обо всем этом, то начинаешь понимать, почему израильский истеблишмент и современная официозная ортодоксально-догматическая религиозная мысль с затаенной неприязнью до сих пор относятся к Буберу и его идейно-философскому наследию и, с другой стороны, почему арабские студенты приносят цветы на его могилу...

Рис. Вадима Бродского

Сайт создан в системе uCoz