"Народ мой" №13 (306) 15.07.2003

Моё дело – музыка

     В конце апреля в Шабат, в Израильском культурном центре на Инженерной улице состоялся концерт группы “Добраночь”. Было очень весело, много молодёжи. Все танцевали. Группа играла еврейскую и балканскую музыку. И хотя привычных клезмерских шлягеров (вроде “Семь-сорок”) музыканты не исполнили, но те более старинные пьесы, которые они предпочли, оказались не менее весёлыми и драйвовыми. Дополнительный колорит концерту придало то, что в Шабат в ИКЦ света не зажигали. Зал был украшен подвесной мацой. Собравшихся ждал также небольшой фуршет (сухофрукты, маца с какими-то соусами). Присутствовавшему на концерте израильскому консулу очень понравилась выступавшая группа.
     “Добраночь” последнее время очень активно выступает: на Пурим в Синагоге, часто даёт концерты в Хэсэде и различных клубах. Её бессменный лидер Митя Храмцов согласился немного пооткровенничать.
 

     – Как вы дошли до жизни такой?
     – Мы долго шли и дошли. И сейчас идём. Об этом можно говорить часами. Что тебя интересует конкретно?

     – Как ты начинал?
     – Я начинал с трёх аккордов. А вообще-то в детстве я учился играть на виолончели в музыкальной школе. Потом устроил скандал, плач. Надоело. Уже в восьмом классе начал играть с друзьями. Туристские песни, русский рок. Гребенщикова, Цоя любил. Играл блюзы на гармошке и гитаре. Чёрный блюз: Роберт Джонсон, Мэдди Уотерс. Рокешник мы тоже играли. Потом уже как-то немножко фолк. А потом я поехал путешествовать и играл на различных инструментах. Было дело – играл на контрабасе. Но с контрабасом особо не попутешествуешь. Перешёл на мандолину, скрипку. В своё время мы много играли на улице. А что играют на улице? – Фолк. Путешествовали тоже много. Встречали музыкантов разных, учились друг у друга, перенимали мелодии.

     – А как вы пришли именно к еврейской музыке?
     – Четыре года жизни за границей. Ностальгия… Стал вспоминать песни какие-то. “Оц-тоц-первертоц”. Еврейской музыкой я давно хотел заняться. Она трогает струны моей души, берёт за душу. Искали ноты у друзей, знакомых, по библиотекам. Во Франции хорошие библиотеки. Музыкантов много встречали. Ну и так вот как-то…

     – И как во Франции воспринимают еврейскую музыку?
     – Там она не очень известна, она не отделяется от цыганской. У них это считается “musique tzigane”. Вот в Германии больше известен клезмер, там это бренд. Жора Файдман там очень известен. Это кларнетист родом из Аргентины, живущий в Израиле. А во Франции еврейская музыка настолько ассоциируется с цыганской, что на первых порах мы даже немного обижались. Подходят французы в ресторане с криками “О, Tzigane!” Мы отвечали: “Мы не цыгане”. Лишь потом я понял, что это значит. Вся восточная музыка у них – “musique tzigane”, включая даже восточногерманскую.

     – Вы относите себя к еврейской религиозной традиции, культуре?
     – Постольку, поскольку мы играем еврейскую музыку, мы поддерживаем традицию. Но я не очень религиозный человек. Не отношу себя ни к иудаизму, ни к православию, ни к какой иной конфессии. Я играю музыку. Это не то, чтобы моя религия, но это моё дело. Правда, если говорить в контексте хасидизма, то может быть, мы и можем назвать себя хасидами. Ведь у них петь и танцевать – это приближать себя к Б-гу. В этом смысле я, может быть, склонен разделять традицию. Мы играем от всей души – это, может быть, и есть моя религия.
 

     – В основном, вы последнее время исполняете исключительно инструментальные композиции. Между тем раньше вы много использовали вокал, особенно в одесском репертуаре. Почему его стало так мало?
     – У нас всё время меняется состав. Всё бурлит. Когда-то пели одесские песни. Сейчас отошли немножко от этого. Правда, и сейчас можем иногда, но так, под настроение... Был у нас период, – мы русские песни пели. У нас была певица (сейчас она живёт за границей) – мы выпустили с ней альбом: русские песни с балканскими мелодиями. Пытались мы сделать такой микс: традиционные, народные русские песни – старинные, красивые – и решить их инструментально в балканской манере. Казачьи песни тоже пели. Что-то у нас получалось, но в итоге ушли от этого. Что касается еврейских песен, то я в полной мере не владею языком, да и певцом выдающимся себя не считаю. У нас сейчас в работе совместный проект с Псоем Галактионовичем Короленко, небезызвестным. Он, я считаю, поёт гораздо лучше меня (не кокетничает ли здесь Митя? – С.Л.) Есть даже идея как-нибудь исполнить только его песни. Но и я иногда попеваю. Вот в Хэсэде тут недавно спел песенку. Танька попросила.

     – А почему расстались с русскими песнями?
     – Русские песни действительно непросто исполнить в контексте нашей инструментальной подачи так, чтобы это было органично. Здесь нужна колоссальная работа, а главное – соответствующий вокал. Ведь мы аранжируем народные песни, а не просто слепо воспроизводим.

     – Как ищете материал?
     – По-разному. Ноты, компакты, архивы, фольклорные экспедиции. Потом всё это отбираем и компонуем. Получаются сюиты какие-то. Как и любая другая группа или исполнитель, мы аранжируем музыкальный материал. Но мы отличаемся тем, что материал весь – народный. Есть, правда, у нас и сольные импровизации, полуджазовые. Не джаз, конечно, но что-то близкое.

     – Говорят, у вас в очередной раз состав меняется. Текучка кадров?
     – Да, есть немного.

     В конце апреля Митя сотоварищи съездил в Казань на гастроли, 7 мая прошел концерт в петербургском RED-клубе, а 16 мая – в Риге. 21 мая ребята сыграли на “авдальном” концерте в Хэсэде. Ареал бытования группы обширен, её творческие планы грандиозны. Следующий – питерский Клезфест-2003.

Семён ЛЕВИН
Фото Татьяны Котовой
Сайт создан в системе uCoz