"Народ мой" №14 (307) 30.07.2003 - "Некуда" №7, июль 2003

Свето-красочная симфония
русского еврея в Париже

     Выставка “Русский Париж” в Русском музее привлекла внимание многих средств массовой информации и общественности. На ней представлена масса художников русской эмиграции. Среди них и замечательный художник еврейского происхождения Владимир (Шулим-Вольф) Давидович Баранов-Россине, отличавшийся огромной эрудицией и своеобразными идеями в области синтеза искусств. Это именно он изобрёл так называемый “оптофон” – прибор для производства визуальной музыки – музыки для глаз, опередив в этом “болевшего” теми же идеями Кандинского. Кстати, персональная ретроспективная выставка Баранова-Россине проходила в июне 2002 года в Третьяковке. Так что продвинутый ценитель уже успел ознакомиться… В отзывах отмечалось, что художник Шулим-Вольф Баранов является также изобретателем армейского камуфляжа, а также запатентованного им оптофона, робота для трюковых съёмок в кино, аппарата для изготовления питательных напитков, прибора для анализа качества драгоценных камней. Занимался художник и коммерцией.
     Один из признанных мастеров абстрактной живописи и идеолог абстракционизма, Баранов-Россине погиб в 1943 году фашистском концлагере, будучи арестован в Париже оккупационными властями как еврей. Незадолго до депортации друзья предлагали художнику бежать из Парижа, но он отказывался по непонятной гордыне, в странной надежде на то, что искусство защитит его от смерти.
     О Баранове-Россине упоминается в вышедшем в 1999 году в издательстве “НОТАБЕНЕ” энциклопедическом словаре “Художники русской эмиграции”. Сын мещанина. Учился на живописном отделении Одесского художественного училища, откуда был отчислен за непосещение занятий. Вместе с Бурлюком, Лентуловым и Экстер участвовал в первых выставках русского авангарда. В 1910 году в Париже изучает искусство Сезанна. В 1914 показал в салоне Независимых абстрактную скульптуру “Симфония номер 2”. В 1917 вернулся в Петроград. Здесь участвовал в
Баранов-Россине
Портрет Скрябина
выставках и попал, что называется, в струю. В 20-х годах задумался над проблемой синтеза музыки и света, пытаясь систематизировать и развивать идеи Скрябина. Понятно само собой, что это его до добра не довело. Лучше бы рисовал себе революционных матросов! После оптофонического концерта в Большом театре перебирается в Париж, где продемонстрировал и запатентовал свой “оптофон”. Жил активной творческой жизнью, испытал влияние сюрреализма.
     Баранов-Россине приходит к мысли создавать подвижные свето-красочные “симфонии”. Французские авторы установили, что первые практические эксперименты по созданию движущейся живописи в синтезе с музыкой он начал проводить в Париже с 1912 года. Об этом, кстати, в те же годы мечтал и Кандинский, но решился на это практически значительно позже и довольно неуклюже – двигая под музыку по сцене фрагменты абстрактных декораций.
     Юрий Анненков в книге “Дневник моих встреч” пишет: “Русский абстрактный художник Баранов-Россине, захваченный идеями композитора Александра Скрябина, искавшего параллели между звуками, красками и линиями, изобрел оптофоническое пианино, то есть клавиатуру, где каждая нота вместе со звуком перебрасывала на экран ту или иную цветовую форму. Таким образом, играя на этом пианино Моцарта или Прокофьева, пианист отражал на экране красочное и линейное преображение музыкального произведения – красочную симфонию. Я присутствовал на первом оптофоническом концерте, данном Баранов-Россине в Москве, в помещении Института художественных наук. Второй концерт имел место в Театре имени Всеволода Мейерхольда и с оркестром московского Большого театра, но я в это время был уже за границей”.
     Надо сказать, из упомянутой мной энциклопедии “Художники русской эмиграции” совершенно не следует, что все эти художники были по происхождению русскими. Среди художников-эмигрантов было много “нацменьшинств” – татары, украинцы, монголы, осетины, литовцы. Разумеется, значительную долю составляют евреи.
     Наши художники “там” принадлежали к самым разным слоям общества: рабочие и крестьяне, врачи и юристы, а также лица без определенных занятий. Заносило их в самые разные места: в Стокгольм и глухие городки Югославии, в Кейптаун, Рио и Монтевидео, в Харбин, Сидней и Мехико. И мнений они придерживались самых разных.
     Но, листая книгу, изумляешься количеству евреев. Этот словарь – находка для антисемита. Знаменитый французский скульптор Осип Цадкин. Наум Габо (Иеремия Беркович Певзнер). Его брат Антон Певзнер (Нота Беркович). Марк Шагал (Мовша Хацкелев). Соня Делоне (Сарра Штерн). Братья Рафаэль, Мозес и Исаак Сойер –крупнейшие представители социально-ориентированного американского искусства первой половины ХХ века. Это из звездных художников. Но были еще Симха Файбусович Симхович, картины которого висят в нью-йоркском музее Уитни, и Григорий Бер Аронсон, крупнейший сценограф Бродвея в 40-50-е годы, и Хана Орлова, дружившая с Модильяни, Пикассо, Руо и Аполлинером (последний посвятил ей стихотворение про еврейскую девушку с чуть-чуть торчащим животом) создавшая несколько больших монументов в Израиле.
     Одни родились в образованных и ассимилированных семьях богатых финансистов, врачей или юристов в Петербурге; другие провели детство в нищих местечках Украины и Белоруссии. Но все они уехали из России еще до 1917 года. Художник с европейской известностью Лев Бакст (Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) вернулся в 1912 году из Парижа в Петербург. Ему было предписано покинуть столицу и уехать за черту оседлости. Он и уехал. Обратно в Европу. Обо всем этом писала пару лет назад газета “Иностранец”.
     Чему же могут научить юношество все эти печальные истории – спрашиваю я себя и не нахожу ответа.

Семен Левин
Сайт создан в системе uCoz