"Народ мой" №14 (307) 30.07.2003 - "Некуда" №7, июль 2003

Есть эллин, есть ли иудей?
СМЕШАННЫЕ БРАКИ В ХХI ВЕКЕ

     Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России, раввин общины современного иудаизма "Гинейни".
     Смешанные браки – это факт, который характеризует еврейскую общину в России, и мы должны сделать все возможное, чтобы эти семьи стали членами наших общин. Это только усилит наши общины. Есть много примеров того, как из ассимилированных семей получаются замечательные волонтеры, активные члены общины. Я думаю, это путь к обновлению. Ведь каждое поколение привносит в еврейскую жизнь что-то новое.

     Борис КАМЯНОВ, израильский литератор.
     Смешанные браки – ассимиляция для евреев и, возможно, обновление для тех народов, к которым относятся их партнеры, смотря что под словом "обновление" понимать. У евреев нет понятия "смешанный брак"; если еврей живет с нееврейкой или еврейка – с неевреем, Галаха такую связь браком не считает.

     Хаим-Арон ФЕЙГЕНБАУМ, Институт изучения иудаизма под руководством А. Штейнзальца в СНГ.
     Я считаю, что происходит ассимиляция. Если у ребенка мать – еврейка, а отец – нет, то есть еще надежда, что ребенок вернется в русло еврейской традиции. Но мне кажется, что в результате смешанных браков происходит полное размывание еврейских традиций.

     Эли ВАЛК, генеральный директор израильской Ассоциации по изучению еврейских общин.
     Для меня лично смешанные браки что в XXI веке, что в XX, XIX, что в V веке – одно и то же. Евреям заповедано вступать в брак только с евреями. Любое отступление является если и не вероотступничеством, то нарушением канонов. В Соединенных Штатах считают правильным привлекать неевреев в еврейские общины с расчетом на то, что эти люди с течением времени примут иудаизм. Я считаю, что нам не нужны смешанные браки. У нас достаточное количество евреев, чтобы можно было жениться на еврейках и выходить замуж за евреев и рожать много детей, чтобы умножать еврейский народ. Если же кто-то хочет перейти в иудаизм, стать евреем, пройти гиюр, то в нашей религии существует четко выработанное отношение – мы не должны отталкивать гера, прозелита. Но евреи не занимаются миссионерством.
     Конечно, если смешанный брак уже совершен, то нееврей, вступивший в него, не должен подвергаться остракизму, он должен быть принят в лоно еврейской общины с тем, чтобы впоследствии он перешел в иудаизм. Я не вижу тут никакого обновления, смешанный брак – это путь к ассимиляции, если не в первом поколении, то во втором.

     Роман СПЕКТОР, вице-президент Ваада России.
     Как и в любом другом социальном явлении, за которым стоят традиционные ценности, трудно разделить угрозы, риски и видимые перспективы. Так что надо согласиться с тем, что у каждой монетки есть две стороны. И самый факт, а также множество случаев смешанных браков могут иметь не столько ситуативные (общественно-политические), но и исторические тенденции, которые мы наблюдаем с американским еврейством, сохраняющие свое влияние и динамику, несмотря на все пессимистические оценки ультраортодоксов.

     Евсей ЦЕЙТЛИН, писатель, редактор ежемесячника "Шалом" (Чикаго).
     Вопрос звучит грустно. Потому что ответ давным-давно известен: смешанные браки ведут к ассимиляции, а это тупик. Главная и безусловная угроза существованию еврейского народа. Об этом много и страстно говорили наши мудрецы. Напоминания об этом – едва ли не на каждой странице нашей истории. Что может изменить здесь XXI век? Разве что подтвердить старую истину. А "обновление" для еврея всегда связано с другим. Он возвращается к Торе, осознает свою миссию на земле, вслушивается в тихий голос еврейской души, который не может заглушить "цивилизация".

     Феликс ДЕКТОР, председатель клуба русско-еврейской интеллигенции "Ковчег".
     Умом хотелось бы жениться на еврейке, но сердцу не прикажешь: я с юных лет влюблялся совсем не в еврейских девушек, а напротив, в лучшем случае, "полукровок", не особенно вникая, кто там у нее еврей – мама, папа. Лет в сорок остро почувствовал, что остался последним евреем в своем роду: на мне обрывалась нить, идущая от Авраама и Сары! Это стало последним доводом в пользу алии. Сегодня из шести моих внуков пятеро – евреи, что греет душу. Почему – я сам не знаю, но факт.

     Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР, главный раввин Санкт-Петербурга.
     По еврейской традиции и закону еврей должен заключать брак с еврейкой. Но сейчас везде и в России, в частности, много смешанных браков. Поэтому сегодня задача еврейской общины – привлечь семейную пару к изучению традиций и истории еврейского народа, чтобы они смогли принять решение о переходе нееврейского супруга (супруги) в еврейство и дать детям еврейское воспитание. Смешанные браки – следствие недостатка в еврейском воспитании в течение многих лет.

     Александр ФРЕНКЕЛЬ, директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга.
     Я думаю, что для всех, кто чувствует свою ответственность за еврейское будущее, вопрос должен звучать несколько иначе: что нужно сделать, чтобы в XXI веке смешанные браки не стали инструментом полной ассимиляции, а были бы основой обновления нашего народа? Недавно мне пришлось пообщаться с одним молодым петербургским евреем. Узнав, что я работаю в еврейской общине, он не стал скрывать свою глубокую обиду на весь еврейский народ. Жена у него русская, ее родители – потомственные питерские интеллигенты. В семье долго и серьезно дебатировался вопрос, отдавать ли маленькую дочку моего собеседника в еврейский детский сад, открывшийся неподалеку. Было принято решение отдать – в знак уважения к национальности зятя. Какими же оказались разочарование и обида всей семьи, когда в детском саду сразу же спросили о национальности матери ребенка и, получив ответ, резко и не слишком вежливо отказали.
     Тут проблема даже не в самом отказе. Религиозный детсад семье моего собеседника явно не подходил. Проблема в форме – просто оттолкнули эту семью, не поговорили, ничего не объяснили, не посоветовали обратиться в другой детский сад, более гибкий и толерантный...

     Семен АВГУСТЕВИЧ, кандидат психологических наук, доцент, руководитель Народного университета еврейской культуры.
     Смешанный брак – явление в еврейской истории относительно новое, оно стало заметным лишь со второй половины 1860-х. В то время такой брак преследовал, очевидно, ассимиляционные цели: выйти из социальной приниженности и отчуждения, вписаться в окружающую христианскую культуру, отказавшись от иудаизма как устаревшего и бессмысленного пережитка.
     Вступая в смешанный брак, еврей тогда ясно понимал, что теряет связь с единоверцами, выходит из еврейской семьи и как бы перестает быть евреем. В таком браке виделась возможность не только приобщиться, как тогда казалось, к более высокой культуре, но и обрести личную свободу от сковывающей национальной обрядовости и постоянного контроля за поведением со стороны общины.
     Примечательно, что иудаизм того времени отреагировал на рост смешанных браков, с одной стороны, поиском новых форм осмысления своего духовного наследия, а с другой – реформизмом, в котором ритуал становился более свободным и менее отличающимся от окружающей культуры.
     Смешанные браки в России стали заметным явлением позже, в основном на рубеже XIX и XX веков, и резко возросли во время и после революции. Они также преследовали в основном ассимиляционные цели. Для одних это было стремлением обрести личную свободу, для других – выйти самим и вывести своих потомков из-под удара антисемитизма.
     Однако с возникновением сионизма ситуация начинает меняться. Становится возможным совместить личную свободу с верностью национальному чувству и при этом противостоять расовой нетерпимости.
     Создание государства Израиль и принятие Закона в возвращении, предоставившего детям и внукам смешанных браков, а также нееврейским супругам равные права гражданства в еврейском государстве, закрепило новую ситуацию. Смешанный брак становится обычным явлением национальной жизни, не представляющим фатальной угрозы сохранению еврейства. Он перестает быть неизбежно связанным с ассимиляцией, а следовательно, уже не может быть индикатором ассимиляции. Он становится просто личностным поступком, событием в жизни двух людей разных национальностей, в семье которых вполне может жить еврейская культура.
     В 60-е годы прошлого века перестройка еврейского образования в Америке дала возможность детям от смешанных браков приобщиться к современной еврейской культуре и традиции, а реформистские общины приняли их в свои ряды. Это резко затормозило ассимиляционные процессы и впервые позволило говорить об обновлении еврейской нации.
     Аналогичный процесс стал наблюдаться и с начала 90-х годов в СССР/СНГ/России. Сегодня смешанные браки достигли, по разным оценкам, от 70 до 85%. Если еврейская община России найдет в себе силы и возможности создать для детей от смешанных браков и нееврейских супругов благоприятные условия для вхождения в общину, для освоения еврейской культуры, то это коренным образом обновит еврейство. Еврейская культура, иудаизм получат мощный импульс, станут привлекательными, притягательными, близкими и понятными.
     Сегодня исторические и социальные условия сложились таким образом, что смешанные браки могут служить в подавляющем большинстве целям обновления нации. В наших силах дать этой тенденции развиться или оборвать ее.
     Если евреи не религиозная секта, а народ, то смешанные браки не несут фатальной угрозы. Формирование, развитие, воспитание национального самосознания помогает сделать еврейский выбор в соревновании культур.

http://www.ijc.ru/istoki13.html
Еврейский Интернет-Клуб
Сайт создан в системе uCoz