"Народ мой" №15-16 (308-309) 31.08.2003

С о в е т ы

     Родители, как и все взрослые люди, знают, насколько сложен мир. Даже накопив жизненный опыт, набив синяки и шишки, люди вновь и вновь совершают ошибки. Правда, чем старше, тем меньше, и обычно имеющие не такие значительные последствия, как в молодости. Но дело не в этом. Потому что речь пойдет не о взрослых, а о детях, об их потребности узнать мир, и о стремлении родителей предостеречь детей от возможных ошибок.
     Первые люди, созданные Б-гом, действительно, очень напоминают детей. Знания их были ограничены потому, что опыта не хватало, и потому, что экспериментировать не было потребности. Ведь все необходимое у них было в достатке, а в том, что выходило за границы необходимого, потребности не было. Однако нельзя сказать, что первые люди, Адам и Ева,были предоставлены сами себе. Зная о сложности сотворенного им мира и, вероятно, предвидя возможные ошибки в его познании, Б-г дал людям серьезные и важные инструкции. Вс-сильный, сотворивший мир, в разговоре с людьми был немногословен.
>     “От всякого дерева сада можешь есть, от дерева же познания добра и зла, от него не ешь, ибо как только вкусишь от него, должен ты умереть” (Берешит 2:16-17).
     Обратим внимание, что это первая и пока единственная инструкция с момента сотворения мира. Мало того, что она только запрещает, но ничего не объясняет, она дана лишь человеку, Адаму. Женщина сотворена была позже, и с ней Б-г вообще еще не разговаривал.
     Но желающие поговорить нашлись. Змей-искуситель уговорил женщину попробовать плоды дерева познания, а та – своего мужа, “и открылись глаза обоих, и узнали, что наги они” (Бершит 3:7).
     И опять же, дело не в наготе, а в том, что раньше, не совершив ничего предосудительного, они не испытывали чувства стыда, а теперь оно появилось. Почему же оно возникло? Понятно, потому, что нарушен приказ. А почему нарушен приказ? Потому, что он остался непонятным, необъясненным, последствия его нарушений не раскрыты, не объяснены. А также остались не обсужденными соблазны, которые могут подстеречь неопытных людей.
     Всеми этими “педагогическими ошибками” воспользовался змей-интриган. Во-первых, он использовал то, что женщина не точно усвоила инструкцию, она решила, что не только нельзя есть плоды, но и прикасаться к ним. Затем, он сделал так, чтобы женщина увидела, что “дерево это хорошо для еды и что услада оно для глаз, и вожделенно это дерево для развития ума” (Берешит 3:6).
     А потом, он дал объяснение запрету, истолковав его по-своему: – Б-г, запрещая есть от этого дерева, думал не о вашей пользе, – сказал змей, – а только о том, чтобы вы не стали ему конкурентами.
     Так советы постороннего зародили у людей сомнения, что нарушение запретов, которые сделал их Отец, обязательно приведет к большой беде.
     Каждый родитель для своих детей как Б-г. Он обладает знанием, он различает добро и зло, он заботится о благополучии своих детей. Но законы познания предполагают, что человек их должен с кем-то обсуждать, анализировать, сопоставлять все “за” и “против”. И если родитель не будет это делать сам, то всегда рядом найдется советчик, который возьмется все неясное объяснить, и уговорит все запретное попробовать.
     Не лишнее также заметить, что женщине было мало того, что она сама нарушила запрет. Она вовлекла в это еще и мужа. Желание сделать кого бы то ни было соучастником дурного деяния, характерно для всякого человека, вступившего на дурную дорогу.
     История, которая произошла в Эденском саду, действительно связана с познанием мира. И родители должны извлечь из нее очень важный урок. Если вы делаете какие-то распоряжения, а тем более, что-то запрещаете, потрудитесь объяснить ребенку причину, смысл и значение ваших слов. Иначе всегда найдется какой-то змей, который это сделает вместо вас, но не в ваших целях.

Семен АВГУСТЕВИЧ
Сайт создан в системе uCoz