"Народ мой" №15-16 (308-309) 31.08.2003

В защиту Швондера

     Чувствуется, что сам Булгаков ненавидел созданный им персонаж – мелкого большевистского бонзу, наглого четвертьобразованного хама, который науськивал Шарикова на любимого Булгаковым профессора Преображенского. Для Булгакова как, впрочем, и для всей русской интеллигенции, Швондер был одним из тех евреев, разрушивших государство российское – государство, которого они не создавали и которое было им чужим.
     Мы, евреи, всегда были и всегда будем виноватыми перед этим самым государством российским. В “раньшие времена”, по выражению Паниковского, мы были виноваты в том, что закоснели в своём Талмуде, который, по их утверждениям, являлся путеводителем всех мыслимых и немыслимых пороков на погибель народа русского. Нам ставилось в вину нежелание осеcть на землю и обрабатывать её. Нас обвиняли в нежелании приобщиться к русской культуре и языку. Солженицын обвиняет нас в срыве образования еврейских сельскохозяйственных колоний в Новороссии. Было и среди наших просветителей немало таких, которые звали евреев взять в руки косу и соху и стать крестьянами. Известна песня еврейского поэта и певца Эльякума Цунзера, который убеждал евреев, что “Ин сохэ лигт мазл ун брохэ” – в сохе – счастье и благословение. Нас, чуть ли не насильно, отправляли в русские школы, вызывавшие страх у еврейских родителей, которые относились к этим школам как к крестильной купели.
     Но что за чудо: евреи, постепенно вошли во вкус, и им понравилось образование в русских гимназиях и даже в русских университетах. Появились. также и евреи, которым понравилось земледелие и прочая сельскохозяйственная деятельность. Именно тогда (в царствование Александра III) ввели процентную норму для евреев в абсолютно все учебные заведения (даже в двухклассные еврейские училища). Евреев-пахарей, мельников и производителей молочных продуктов стали изгонять из деревень. Именно в такой атмосфере прошли детские годы Швондера и таких как он. Роман Булгакова не даёт нам информации о прошлом Швондера. Мы знаем лишь его настоящее, топорный русский язык его газетных заметок-доносов (“социал-прислужница” и пр.). И всё же, попытаемся на основе тех скупых данных в “Собачьем сердце” проанализировать жизненный путь этого малосимпатичного героя.
     Думаю, что Швондер не участвовал в революционном движении, свою большевистcкую карьеру он начал после 1917 года. Возможно, что до революции он был ремесленником или приказчиком. Революция дала ему возможность покинуть своё местечко и приехать в Москву. Он довольно быстро отдалился от своего еврейства и полностью воспринял русскую субкультуру большевистских выдвиженцев. Швондер – не Троцкий, который был воспитан на настоящей русской культуре, Швондер чем-то напоминает Лазаря Кагановича, хотя по рангу он был, разумеется, намного ниже сталинского наркома. Швондер – дитя революции, и лишь в ней он видел своё будущее. В профессоре Преображенском он видел и чувствовал своего личного врага, и это вполне естественно: сын архиерея, т.е. одного из своих гонителей, без труда получивший медицинское образование, совершенно недоступное таким как Швондер, открыто заявляющий, что он “не любит пролетариат” и бывший, вполне возможно, антисемитом. Короче, Преображенский – абсолютная антитеза Швондеру. Но мудрый профессор Преображенский вместе с Булгаковым был абсолютно прав, когда пророчески сказал доктору Борменталю, что главный дурак не Шариков, а Швондер, потому, что шариковы рано или поздно, ликвидируют швондеров. Так оно и случилось.
     И под конец. В те же “раньшие времена” евреи были виновны и в эксплуатации мужиков (не помещики, а евреи) и в разных там “сицилистких” крамолах. Когда шариковы убрали швондеров, евреи стали виновными в разных антисоветских шабашах и прочей вредности (разные там Цедербаумы-Мартовы, Фани Каплан и прочие Троцкие и Зиновьевы). Когда же русской публике разрешили ознакомиться с творчеством Булгакова, мы превратились в народ швондеров и ...лениных.
     Закончу всё же на комической ноте: когда Алла Борисовна была молодой и красивой и голос был, то она была “нашим всем”. Теперь же русские вдруг вспомнили, что мамаша Пугачевой, ну кто же? Разумеется, (а может быть и врут) еврейка.

Арье Лондон
Сайт создан в системе uCoz