"Народ мой" №15-16 (308-309) 31.08.2003

Иерусалим в еврейской истории

     Вся история Иерусалима неразрывно связана с историей еврейского народа. Согласно ТАНАХу, примерно четыре тысячи лет тому назад праотец Авраам должен был, повинуясь Божественному повелению, принести в жертву своего сына Ицхака на горе Мориа, которая впоследствии стала именоваться Храмовой горой.
     В 1004 году до н.э. Давид сделал Иерусалим столицей своего царства, а его сын Соломон воздвиг здесь Первый храм. Город принадлежал династии Давида в течение 400 лет, пока он не был завоеван и разрушен вавилонянами в 586 году до н.э., после чего для израильтян начались годы Вавилонского пленения. В 538 году до н.э. Вавилонская империя была завоевана персами и, согласно указу персидского царя Кира, евреям было позволено вернуться на родину, восстановить Иерусалим и отстроить Храм. На протяжении последующих пяти с половиной веков Иерусалим оставался религиозным и культурным центром всего еврейского народа.
     Когда Иерусалим оказался под властью династии Селевкидов, проводивших политику жестокой эллинизации, в 167 году до н.э. Иерусалимский Храм был превращен в святилище Зевса, после чего вспыхнуло народное восстание под предводительством Иегуды Маккавея, и в 164 году до н.э. Иерусалим был освобожден, Храм освящен заново, а евреи получили свободу вероисповедания. В 63 году до н.э. Иерусалим оказался в руках римлян, и Иудея становится протекторатом Римской империи.
     Начались религиозные притеснения, на что евреи ответили восстанием; в 70 году н.э. подавившие это восстание войска римского императора Тита захватили Иерусалим. Город и Храм были разрушены, его жители угнаны в рабство.
     В 130 году н.э. римский император Адриан посетил Иерусалим и распорядился построить на его развалинах новый город – Элия Капитолина и воздвигнуть там храм Юпитера. Осквернение святейшего для евреев места стало главной причиной восстания Бар-Кохбы, в ходе которого восставшие овладели городом и приступили к восстановлению Храма.
     Однако в 135 году восстание было жестоко подавлено, римляне вновь захватили город, и под страхом смертной казни доступ туда был запрещен всем, кто подвергся обряду обрезания.
     Дальнейшая история города – это сменяющие друг друга периоды иностранной оккупации: римской (до 324 года н.э.), византийский (324–614 годы), персидской (614–638 годы), арабской (638–1099 годы), крестоносцев (1099–1291 годы), мамлюков (1291–1516 годы), османской (1516–1917 годы) и период Британского мандата (1917–1948 годы).
     Все эти нелегкие годы евреи продолжали жить в Иерусалиме; согласно данным первой официальной переписи населения, проведенной в 1844 году, евреи уже тогда составляли этническое большинство города.
     Более 800 раз Иерусалим упоминается в Библии. Разрушение города и Храма евреи отмечают особыми ритуалами, молитвами и постом. День разрушения Первого и Второго храмов Девятое ава (Тиша бе-Ав) в еврейской традиции приравнивается к трауру по ближайшему родственнику.
     К Иерусалиму обращают свое лицо евреи всего мира во время молитвы. Во время свадебной церемонии жених разбивает каблуком бокал – в знак того, что никакая радость не может быть полной, пока Иерусалим не отстроен. Глубоко верующие евреи, строя новый дом, оставляют угол одной из комнат неокрашенным – “в память о разрушении”.
     Пасхальный седер и литургия на Йом-Кипур заканчиваются страстным пожеланием “В следующем году – в Иерусалиме”.
     Рассказывают, что Наполеон, войдя в синагогу в день Девятого ава, увидел, что молящиеся сидят на полу, в темноте и безутешно плачут. Он спросил о причине такого горя, и ему объяснили, что так евреи оплакивают разрушение Иерусалима. “Когда же это произошло?” – спросил Наполеон. – “Две тысячи лет тому назад.” – “Народ, сохраняющий память о своей стране в течение двух тысячелетий, безусловно вернется на родину”, – сказал император. Именно после этого случая Наполеон отдал распоряжение об отмене законов, ограничивающих права евреев во Франции.

Сайт создан в системе uCoz