"Народ мой" №15-16 (308-309) 31.08.2003 - "Некуда" №8, август 2003

П О Э Т Ы   Р А Д И - К А Л Ы

     Первая половина нынешнего года ознаменовалась целым рядом поэтических событий, наиболее любопытным из которых была, пожалуй, торжественная презентация ксерокопированного поэтического сборника объёмом страниц в двенадцать под названием “САМИЗДАТ” в редакции журнала “Звезда” на Моховой улице.
     В мрачном зале вокруг огромного овального стола с важным видом сидели пожилые поэты-шестидесятники и семидесятники. Обстановка была поистине фантасмагорической, особенно, когда в помещение, прихрамывая, вошёл редактор сборника. Следом за ним подобострастно несли его костыли два молодых (относительно) поэта – Скидан и Гольфсон.
     Редактор с седой спутанной бородой был чем-то недоволен, раздражительно их в чём-то отчитывая. Почему-то казалось, что он огреет их костылём – сначала одного, а затем другого. Но поскольку они не зал..пались и вели себя заискивающе, то этого не случилось. Заседание началось.
     Это была хитроумная игра в диссидентов. Весьма своевременная… Благо опасность репрессий миновала лет 15 назад. Стали читать стихи. Договорились, что каждый будет читать по одному тексту, но, дорвавшись к “свободе слова”, каждый читал минут по пятнадцать-двадцать, насколько хватало сил. Где-то на шестом поэте я тихо выскользнул в дверь и ушёл в холодную мартовскую ночь. Кто бы мог подумать, что такое вообще возможно? Странные игры в духе Борхеса, Орвела и Кафки, банка протухших консервов, ужас нечеловеческий…
     А двумя неделями позже в редакции журнала “Новый Мир Искусства” (НоМИ) на Малом проспекте Петроградской стороны философололог и культуроложец Семён Левин, защитивший в прошлом году кандидатскую диссертацию о теории когнитивного познания художественной реальности, организовал так называемые Мартовские Иды – состязания экстремальных петербургских поэтесс. Кроме поэзии, публике обещали молоко амазонок, оказавшееся на деле смешанной с коровьим молоком водкой.
     К молоку амазонок публика отнеслась опасливо и, не окажись на вечере дочери митьковского полка Ирки Васильевой, оно так бы и осталось невыпитым. Но Ирка Васильева, взявшая в своё время на свои хрупкие плечи всю тяжесть бремени пьянства печально известных митьков, когда те бросили пить, выжрала всю водку с молоком и пришла в невменяемое состояние, чем так напугала редакторшу “НоМИ” Веру Бибинову, незадолго до того пострадавшую от нацболов, плеснувших ей в глаз кетчупом за симпатию к литовской культуре, что впредь подобные поэтические тусовки в редакции этого красивого журнала проводиться, увы, не будут.
     На Мартовских Идах по результатам тайного голосования победа досталась маленькой татуированной байкерше Белле Гусаровой, оставившей далеко позади своих основных конкуренток – модную поэтессу Ирину Дудину, воспевающую в своих стихах упырей и бомжей, равно как и концептуалистку Lenor, слагающую поэмы о стиральном порошке и кондиционерах для белья.
     Не успели утихнуть страсти, разбушевавшиеся вокруг Мартовских Ид, как на Петербург совершил налёт московский поэт Курицын. Снюхавшись с руководством арт-подвала “Бродячая Собака” на площади Искусств, он затеял там большой поэтический марафон под названием “Русский слэм”. Организовав оргкомитет из отца “ахматовских сирот” критика Виктора Топорова, писателя-гопника Ильи Стогоffа и популяризатора блатного шансона среди неслушателей радио “Русский шансон” ленинолюба Сергея Шнурова, он предложил сделать так, как в Москве.
     А в Москве сделали как в Нью-Йорке. Поэты должны состязаться между собой по времени. Каждому даётся четыре минуты. За вечер выступает десять поэтов. Победитель “русского слэма” получает в награду бутылку дешёвой водки и пачку вонючих сигарет. А победителю всех победителей обещана половина от входных сборов со всех слэмов вместе взятых. Слэм в “Бродячей Собаке” было решено проводить по средам в течение нескольких месяцев, а финал назначить на конец июня.
     Подобной поэтической активности Петербург не знавал со времён Серебряного века. Эпохальным событием литературного сезона явилось выступление 19 мая в Белой гостиной Европейского университета, что на Гагаринской улице, поэтов ради-калов, эстетически конституированных тем же Семёном Левиным. Поэты ради-калы предлагают направлять вербальный каловый поток непосредственно в мозги реципиенту, утверждая важность живого контакта со слушателем.
     Не захотела отставать от остальных и галерея “Борей” на Литейном проспекте, пригласившая в ночь с 30 на 31 мая к состязанию поэтов любых жанров и направлений. Таким образом, к началу лета в городе воцарился полный поэтический беспредел. Воспользовавшись ситуацией, взять в свои руки власть и деньги решили прагматичные московские поэты, именующие себя группой “Осумасшедшевших безумцев”. В то время как местные питерские словоблуды выступают за так и для своих, москвичи приезжают на гастроли и выступают за вознаграждение перед буржуазной публикой в дорогом клубе “Привал.com” на Марсовом поле.
     С “Осумасшедшевшими безумцами” я познакомился 12 июня в мастерской у художника-ихтиолога Татьяны Очкариной на Чайковского 22. Они только что приехали с вокзала и уже с утра напивались. Их лидер – поэт Андрей Родионов, попавший в молодости в аварию и в результате лишившийся половины черепа (по другим версиям он сам отрезал себе ухо, войдя однажды в горячечном бреду в образ Ван Гога), часам к пяти вечера бесчувственно упал на кухонную скамью и безмолвно вливал в себя водку и пиво. Было невозможно представить, что в девять он сможет выступить, но остальные сказали, что точно сможет.
     В “Привале.com” царила приличная женская публика в завивках, причёсках и драгоценностях, какой другие поэтические места не видывали. Входные билеты стоили по двести рублей. “Осумасшедшевших безумцев” здесь уже знали по предыдущим визитам. Первым выступал Всеволод Емелин, захватив всех своими душераздирающими балладами. В конце неистово выл полурифмованный бред полуголовый Родионов. Успех был полным. Женщины бились в экстазе и с тихими стонами кончали на стульях.

Всеволод Емелин
      ПРАЗДНИК
(20 апреля 2003 года)

В церкви пенье мерное,
С вздохами, с молитвами,
Воскресенье Вербное.
День рожденья Гитлера.

И менты все нервные,
Как пред Курской битвою,
В воскресенье Вербное,
В день рожденья Гитлера.

Обстановка скверная,
Ждут фашисты бритые
Воскресенья Вербного,
Дня рожденья Гитлера.

Запаслись, наверное,
Бейсбольными битами
К воскресенью Вербному,
К дню рожденья Гитлера.

Я иду за первою
Утренней поллитрою
В воскресенье Вербное,
В день рожденья Гитлера.

Морда характерная,
Во рту привкус клитора,
Воскресенье Вербное,
День рожденья Гитлера…

     А в “Бродячей собаке” на четвёртом этапе “русского слэма” откровенно скучал, съевший в поэзии не одну собаку, известный критик Виктор Топоров, единственный из учредителей, исправно его посещающий. После слэма была заявлена презентация некого нового “Поэтического журнала” или “Журнала поэтов”, но без фуршета, скромно.
     – Виктор, а Вы на презентацию останетесь? – осторожно полюбопытствовал у него модный писатель Владимир Яременко-Толстой.
 – Нет, хватит с меня поэзии! Всё! Словно говна объелся… Во! – надрывно выдавил из себя Топоров, выкатив глаза и красноречиво чиркая себя ладонью по горлу.

     P.S. Победительницей финального слэма после шести отборочных туров стала огнегривая поэтесса Ирина Дудина. Её основные соперники Евгений Мякишев и Геннадий Григорьев, бесстыже считающие себя живыми классиками и читавшие на слэме стихи двадцатилетней давности, были справедливо осрамлены и освистаны публикой, жаждущей живого и нового слова. Ура! Или, как говорят в Венгрии, поднимая стаканы за победителя, “эги шэги дрэг”…

Владимир Зельдович-Куппершмит
Сайт создан в системе uCoz