"Народ мой" №15-16 (308-309) 31.08.2003 - "Некуда" №8, август 2003
П О Э Т Ы Р А Д И - К А Л Ы Первая половина нынешнего года ознаменовалась целым рядом поэтических событий, наиболее любопытным из которых была, пожалуй, торжественная презентация ксерокопированного поэтического сборника объёмом страниц в двенадцать под названием “САМИЗДАТ” в редакции журнала “Звезда” на Моховой улице.
В мрачном зале вокруг огромного овального стола с важным видом сидели пожилые поэты-шестидесятники и семидесятники. Обстановка была поистине фантасмагорической, особенно, когда в помещение, прихрамывая, вошёл редактор сборника. Следом за ним подобострастно несли его костыли два молодых (относительно) поэта – Скидан и Гольфсон.
Редактор с седой спутанной бородой был чем-то недоволен, раздражительно их в чём-то отчитывая. Почему-то казалось, что он огреет их костылём – сначала одного, а затем другого. Но поскольку они не зал..пались и вели себя заискивающе, то этого не случилось. Заседание началось.
Это была хитроумная игра в диссидентов. Весьма своевременная… Благо опасность репрессий миновала лет 15 назад. Стали читать стихи. Договорились, что каждый будет читать по одному тексту, но, дорвавшись к “свободе слова”, каждый читал минут по пятнадцать-двадцать, насколько хватало сил. Где-то на шестом поэте я тихо выскользнул в дверь и ушёл в холодную мартовскую ночь. Кто бы мог подумать, что такое вообще возможно? Странные игры в духе Борхеса, Орвела и Кафки, банка протухших консервов, ужас нечеловеческий…
А двумя неделями позже в редакции журнала “Новый Мир Искусства” (НоМИ) на Малом проспекте Петроградской стороны философололог и культуроложец Семён Левин, защитивший в прошлом году кандидатскую диссертацию о теории когнитивного познания художественной реальности, организовал так называемые Мартовские Иды – состязания экстремальных петербургских поэтесс. Кроме поэзии, публике обещали молоко амазонок, оказавшееся на деле смешанной с коровьим молоком водкой.
К молоку амазонок публика отнеслась опасливо и, не окажись на вечере дочери митьковского полка Ирки Васильевой, оно так бы и осталось невыпитым. Но Ирка Васильева, взявшая в своё время на свои хрупкие плечи всю тяжесть бремени пьянства печально известных митьков, когда те бросили пить, выжрала всю водку с молоком и пришла в невменяемое состояние, чем так напугала редакторшу “НоМИ” Веру Бибинову, незадолго до того пострадавшую от нацболов, плеснувших ей в глаз кетчупом за симпатию к литовской культуре, что впредь подобные поэтические тусовки в редакции этого красивого журнала проводиться, увы, не будут.
На Мартовских Идах по результатам тайного голосования победа досталась маленькой татуированной байкерше Белле Гусаровой, оставившей далеко позади своих основных конкуренток – модную поэтессу Ирину Дудину, воспевающую в своих стихах упырей и бомжей, равно как и концептуалистку Lenor, слагающую поэмы о стиральном порошке и кондиционерах для белья.
Не успели утихнуть страсти, разбушевавшиеся вокруг Мартовских Ид, как на Петербург совершил налёт московский поэт Курицын. Снюхавшись с руководством арт-подвала “Бродячая Собака” на площади Искусств, он затеял там большой поэтический марафон под названием “Русский слэм”. Организовав оргкомитет из отца “ахматовских сирот” критика Виктора Топорова, писателя-гопника Ильи Стогоffа и популяризатора блатного шансона среди неслушателей радио “Русский шансон” ленинолюба Сергея Шнурова, он предложил сделать так, как в Москве.
А в Москве сделали как в Нью-Йорке. Поэты должны состязаться между собой по времени. Каждому даётся четыре минуты. За вечер выступает десять поэтов. Победитель “русского слэма” получает в награду бутылку дешёвой водки и пачку вонючих сигарет. А победителю всех победителей обещана половина от входных сборов со всех слэмов вместе взятых. Слэм в “Бродячей Собаке” было решено проводить по средам в течение нескольких месяцев, а финал назначить на конец июня.
Подобной поэтической активности Петербург не знавал со времён Серебряного века. Эпохальным событием литературного сезона явилось выступление 19 мая в Белой гостиной Европейского университета, что на Гагаринской улице, поэтов ради-калов, эстетически конституированных тем же Семёном Левиным. Поэты ради-калы предлагают направлять вербальный каловый поток непосредственно в мозги реципиенту, утверждая важность живого контакта со слушателем.
Не захотела отставать от остальных и галерея “Борей” на Литейном проспекте, пригласившая в ночь с 30 на 31 мая к состязанию поэтов любых жанров и направлений. Таким образом, к началу лета в городе воцарился полный поэтический беспредел. Воспользовавшись ситуацией, взять в свои руки власть и деньги решили прагматичные московские поэты, именующие себя группой “Осумасшедшевших безумцев”. В то время как местные питерские словоблуды выступают за так и для своих, москвичи приезжают на гастроли и выступают за вознаграждение перед буржуазной публикой в дорогом клубе “Привал.com” на Марсовом поле.
С “Осумасшедшевшими безумцами” я познакомился 12 июня в мастерской у художника-ихтиолога Татьяны Очкариной на Чайковского 22. Они только что приехали с вокзала и уже с утра напивались. Их лидер – поэт Андрей Родионов, попавший в молодости в аварию и в результате лишившийся половины черепа (по другим версиям он сам отрезал себе ухо, войдя однажды в горячечном бреду в образ Ван Гога), часам к пяти вечера бесчувственно упал на кухонную скамью и безмолвно вливал в себя водку и пиво. Было невозможно представить, что в девять он сможет выступить, но остальные сказали, что точно сможет.
В “Привале.com” царила приличная женская публика в завивках, причёсках и драгоценностях, какой другие поэтические места не видывали. Входные билеты стоили по двести рублей. “Осумасшедшевших безумцев” здесь уже знали по предыдущим визитам. Первым выступал Всеволод Емелин, захватив всех своими душераздирающими балладами. В конце неистово выл полурифмованный бред полуголовый Родионов. Успех был полным. Женщины бились в экстазе и с тихими стонами кончали на стульях.А в “Бродячей собаке” на четвёртом этапе “русского слэма” откровенно скучал, съевший в поэзии не одну собаку, известный критик Виктор Топоров, единственный из учредителей, исправно его посещающий. После слэма была заявлена презентация некого нового “Поэтического журнала” или “Журнала поэтов”, но без фуршета, скромно. Всеволод Емелин
ПРАЗДНИК
(20 апреля 2003 года)В церкви пенье мерное,
С вздохами, с молитвами,
Воскресенье Вербное.
День рожденья Гитлера.И менты все нервные,
Как пред Курской битвою,
В воскресенье Вербное,
В день рожденья Гитлера.Обстановка скверная,
Ждут фашисты бритые
Воскресенья Вербного,
Дня рожденья Гитлера.Запаслись, наверное,
Бейсбольными битами
К воскресенью Вербному,
К дню рожденья Гитлера.Я иду за первою
Утренней поллитрою
В воскресенье Вербное,
В день рожденья Гитлера.Морда характерная,
Во рту привкус клитора,
Воскресенье Вербное,
День рожденья Гитлера…
– Виктор, а Вы на презентацию останетесь? – осторожно полюбопытствовал у него модный писатель Владимир Яременко-Толстой.
– Нет, хватит с меня поэзии! Всё! Словно говна объелся… Во! – надрывно выдавил из себя Топоров, выкатив глаза и красноречиво чиркая себя ладонью по горлу.P.S. Победительницей финального слэма после шести отборочных туров стала огнегривая поэтесса Ирина Дудина. Её основные соперники Евгений Мякишев и Геннадий Григорьев, бесстыже считающие себя живыми классиками и читавшие на слэме стихи двадцатилетней давности, были справедливо осрамлены и освистаны публикой, жаждущей живого и нового слова. Ура! Или, как говорят в Венгрии, поднимая стаканы за победителя, “эги шэги дрэг”…
Владимир Зельдович-КуппершмитСайт создан в системе uCoz