"Народ мой" №19 (311) 16.10.2003

Машиах ло ба. Машиах гам ло метальфен
Машиах все не приходит. И не звонит
Взгляд из Израиля

     Очередной тяжелейший теракт. Снова в шабат. На этот раз в Хайфе, в ресторане «Максим». 19 убитых и свыше 60 раненых. Отработанные до автоматизма действия полиции и спасательных служб. Развозка пострадавших по больницам. Населению сообщают номера телефонов, по которым они могут узнать о состоянии раненых. Рутина…Израильская действительность времен второй интифады…
     В кафе тель-авивского Дома журналиста «Бейт Соколов» напротив меня живая легенда новейшей израильской истории. Яков Кедми (Казаков). Светский сионист, всю жизнь посвятивший строительству на земле обетованной еврейского национального очага – Государства Израиля. Не в последнюю очередь благодаря ему состоялась самая мощная волна алии. Это он проложил тропу на историческую родину для евреев из бывшего СССР. Символично, что позднее именно Якову Кедми доверили возглавить спецслужбу «Натив» (Тропа), бюро по связям с еврейством на пространствах Советского Союза. Ныне простой израильский гражданин, эксперт и консультант, не чуждающийся политики.

     – Яков, Израиль устал от терактов. В стране нарастают разочарование и апатия населения. Социальные конфликты возникают как на коммунальной кухне. Такое чувство, что израильтяне разуверились в будущем. Угасает надежда даже на небеса. Машиах ло ба, Машиах гам ло метальфен, – как поется в популярном ныне музыкальном хите.
     – Страна находится сегодня в довольно критической ситуации. Во всех областях наблюдается то, что можно назвать системным кризисом. За последнее время проблемы только усложнились и вышли на поверхность. Основные проблемы Израиля – это проблемы внутренние, а не внешние. В настоящее время нет угрозы существованию государства, хотя потенциально в какой-то мере через несколько лет Иран можно рассматривать как источник неконвенциональной угрозы Израилю, но я надеюсь, что эта проблема будет решена так или иначе…

     Вы имеете в виду давление США и международного сообщества на Иран?
     – Ничто пока нашей безопасности не угрожает. Я имею в виду пресечение попыток Ирана создать собственное ядерное оружие тем или иным способом. И если аятоллы будут благоразумны, проблема будет снята с повестки дня. Если нет – возможна цепная реакция. Дурной пример, как известно, заразителен. Единственное, что угрожает нашей безопасности – это террор. Но это проблема решаема. Я думаю, что в течение года будет найдена какая-то система урегулирования отношений, – я не называю это миром, – но что-то на более низком уровне, и ситуация вернутся к той, что существовала три года назад, до интифады. Если говорить в целом о внешнеполитической обстановке, то надо отметить, что американский опыт в Ираке заставляет Белый Дом более внимательно отнестись к требованиям арабского мира относительно Израиля, а они известны. США в принципе готовы оказать давление на Израиль, с тем, чтобы заставить его пойти на дальнейшие уступки. Предстоящие выборы в США в этом отношении лишь частично могут повлиять на курс новой или старой американской администрации.

     – То есть, все дело опять сводится к знаменитому постулату: важно не то, что говорят гои, а что будет делать Израиль?
     – Что касается других, более важных для Израиля проблем – это в первую очередь, кризис власти. Положение осложняется событиями, которые вынудят Шарона уйти со своего поста.

     Вы имеете в виду подозрения полиции относительно сомнительных сделок его младшего сына Гилада?
     – Я говорю о трех-четырех ведущихся сегодня расследованиях. Слишком много вокруг этого набирается компромата, бросающего тень на главу правительства.

     Выгодно ли это США? Президент Буш как-то обмолвился, что Шарон становится «проблемой»
     – Проблема Шарона в том, что будучи приведен к власти путем волеизъявления огромного большинства израильтян, он, тем не менее, оказался слишком ограничен в свободе принятия решений. Шарон очень зависим от всякого рода коалиций как внутри его партии, так и вне Ликуда. И это практически не позволяет ему проводить ту политику, которую он считает нужной. Так что вряд ли истинные взгляды или желания Ариэля Шарона играют какую-то роль. Все определяется тем, что он считает возможным делать в той или иной ситуации для того, чтобы удержаться у власти. Все это время он был вынужден балансировать между правым и левым лагерем, боясь потерять поддержку США.  Итоги полицейских расследований могут привести к тому, что Шарон исчезнет с политической арены, даже если конкретно против него ничего не обнаружится. Общая атмосфера и косвенные обстоятельства заставят его это сделать.

     Шимон Перес готов войти в правительства Шарона, как вы полагаете?
     – Если бы это зависело только от его желания, он «приполз» бы в правительство. Но вопрос в том, может ли он свое желание осуществить. Вообще то, что происходит в Аводе – это полный развал, отсутствие стратегии и людей, которые могли бы реально претендовать на лидерство. В этих условиях даже невероятная возможность возвращения Эхуда Барака имеет шансы на успех. Все будет зависеть от того, насколько низко упадет рейтинг нынешней правящей верхушки Рабочей партии. То есть, политический кризис, переживаемый страной, примечателен тем, что политические лидеры заняты своей судьбой и собственным трудоустройством, так что у них не остается времени, нет желания или не хватает способностей заниматься делами государственными. Между тем кризис в стране все более распространяется на законодательную область и сферу эффективного функционирования властных структур, что непосредственным образом отражается на экономике. Не определены до сих пор приоритетные направления развития страны, как же можно жить без этого? Положение с образованием все более ухудшается на всех уровнях, почти полный крах системы социальной защиты населения – и это в такой стране как Израиль, где преобладает молодежь и лица пожилого возраста. Учтем еще репатриантов, и станет понятно, до какой степени это опасно. И добавим, – если Израиль хочет сохранить свое место в цивилизованном западном обществе и в еврейском мире, – проблему полного отделения религии от государства. Если последнее условие не будет выполнено, это очень резко повлияет на способность Израиля функционировать как государство уже в ближайшие годы. Государство должно соответствовать требованиям времени и отвечать за историческую перспективу своего народа. Сегодня есть противоречие между физическим состоянием и подходами еврейского народа во всем мире и большинства евреев в Израиле к основным национальным проблемам и тем, что реально происходит в Израиле, имея в виду политические установки 50-летней давности, при других обстоятельствах и другими людьми.
     Все эти проблемы государство обязано решить в течение 5, максимум 10 лет. В противном случае сама способность Государства Израиля выжить в этом мире будет поставлена под вопрос.

     Как вы относитесь к так называемым реформам Нетанияху?
     – Это не реформа Нетанияху. Это то, что министр финансов Нетанияху воплощает в жизнь из ранее разработанных и подготовленных планов чиновников своего ведомства. Сейчас они оказались востребованы, но тактика их реализации могла бы быть более разумной и гибкой. Но ни в коем случае не силовыми методами, как он пытается делать. Это создает ощутимое напряжение в обществе. Реформы могут быть эффективными, если они совмещают в себе основные элементы реконструкции экономической модели страны, с одной стороны, и увеличение возможностей привлечения капиталов в национальную экономику, с другой. Реформа же Нетанияху состоит из двух частей: модернизация некоторых отдельно взятых сегментов государственного сектора, и это частично правильно, и использование государства как некоего подобия соковыжималки для увеличения поступления налогов и денежных средств населения в казну. «Выжимание» денег под государственным прессом. Полностью отсутствует программа привлечения капиталовложений для создания рабочих мест. В определенной мере отсутствие продуманных подходов правительства к решению назревших экономических проблем становится причиной противоположной тенденции – бегства капиталов из страны. И этот процесс уже начался. В среде чиновников министерства финансов, – а я знаком с ними не один год, еще возглавляя «Натив», – в последнее время сформировалась своеобразная каста, которую не интересует ничего кроме «урезания» бюджета. Главное – не давать денег. В той области, за которую чиновник отвечает. Нет никакого видения перспектив развития страны на несколько лет вперед. А зачем, если его деятельность оценят исключительно по тому, сколько денег он сэкономит за период пребывания в должности 3-4 года?
     Экономика – это не контроль за расходованием денег. Экономика – это правильное использование финансовых средств в целях развития государства и роста благосостояния народа, его населяющего. Понимание экономики как инструмента для уменьшения государственных расходов, а не рационального их использования, приводит к тому, к чему мы и пришли. Несмотря на все программы министерства финансов последних лет, обещания его руководителей оказались беспочвенными, попросту рухнули при столкновении с действительностью. Доходы государства продолжают убывать намного быстрее, чем государственная машина успевает сократить расходы. Например, Нетанияху продолжает твердить о раздутом секторе государственных служащих, как причине экономических неурядиц. Но как бы забывает при этом, что основную массу госслужащих составляют военные и преподаватели. Попытки сократить ассигнования (не называя это своими именами) на просвещение приводят ко все большему отставанию израильской образовательной системы от развитых стран. В этом отношении Израиль уже скатился до стран третьего мира. Хотя за 10 лет из стран б. СССР сюда приехало столько специалистов, преподавателей, что при разумном использовании этого богатейшего потенциала уровень образования в Израиле должен был бы возрасти в несколько раз! Но это уже ведомственная проблема неспособности воспринять новое, неспособности к реорганизации в соответствии с современными требованиями.
     Другая область – это армия, оборонная промышленность. Израильская армия в несколько раз превосходит сегодняшние реальные потребности общества по защите от внешних врагов. Действительно, давно пора сокращать эти бешеные расходы, но сильно противодействие как самих военных, так и их покровителей, которые руководствуются совершенно иными принципами, нежели интересы страны. Этому в какой-то степени способствует искусственное нагнетание якобы угрожающей Израилю опасности, дескать, война все спишет. Примерно так действовала Россия в Чечне. Так всегда было в мировой истории, когда грехи и просчеты «вождей» нужно списать на внешних врагов и внутреннюю оппозицию, политических противников.

     Вы считаете, Израиль – милитаризированное государство?
     – Милитаризированное? – да, с учетом того, что происходило в наших палестинах за последние 50 лет. Но сейчас численность армии, количество и качество ее вооружений и военные расходы в целом не адекватны реальным угрозам, превосходя пределы необходимой обороны в несколько раз. А это потери и человеческого материала, изъятого из общественного трудового процесса, и колоссальные непроизводительные правительственные расходы.

     Есть что-то, что бы внушало вам оптимизм в наступившем новом 5764 году?
     – Оптимизм мне внушают не тенденции, а все еще не потерянная вера в этот народ, являющийся на самом деле самым талантливым на земле. Я рассчитываю не на правительство, а на присущее еврейскому народу чувство самосохранения и способность к выживанию в самых тяжелых обстоятельствах даже вопреки бездарным политикам и руководителям. Если на авансцену не выдвинется настоящий лидер, способный объединить израильтян и повести их за собой, будущее страны представляется мрачным. Нам остается надеяться, что здоровые силы в израильском обществе победят.

Интервью провел Валерий РУБИН,
наш собкор. в Израиле, специально для «Ами»,
Тель-Авив 1 октября 2003 г.
Сайт создан в системе uCoz