"Народ мой" №20 (312) 30.10.2003

В   П У Т И

    Выставка с одноименный названием открылась в начале октября на улице Рубинштейна в Еврейском общинном центре С.-Петербурга. На сей раз, на суд зрителя была представлена персональная выставка Леонида Грольмана, известного петербургского художника, члена художественного объединения
Л. Грольман и Н. Завьялова
“Пгишот”, человека интересной творческой судьбы. Однако обо всем по порядку.
     Леонид Грольман родился в Ленинграде в 1947 году. Работать начал в 16 лет, придя на завод слесарем-инструментальщиком, через некоторое время стал чертежником, а потом стал конструировать технически сложные вещи. Тогда завод отправил молодого специалиста по путевке в институт. В 1971 году Л. Грольман оканчивает Ленинградский институт легкой и текстильной промышленности по специальности инженер-конструктор. Увлеченный желанием конструировать, что-то создавать своими руками, и, не имея сил и желания бороться с существующей системой, он через девять лет решается на кардинальные перемены в своей жизни – уходит с работы и устраивается в пожарную охрану на завод “Канат”. Главное, что он выиграл при смене специальности – это масса свободного времени, которое он без остатка отдал творчеству. При этом творчеству в самом широком смысле этого слова.
     Первые рисунки были сделаны Грольманом еще в бытность инженером, под чертежом у него всегда был приколот рисунок, и как только выпадала возможность – он отгибал чертеж и рисовал. Это были причудливые рисунки, выполненные с каллиграфическим изяществом тонким пером и тушью: замки, мосты, лабиринты, населенные забавными существами. Таким образом Грольман открыл для себя реальность живописного пространства. Отсутствие цвета делало рисунки более свободными, непостоянными и многозначными. Позже появились краски на картонах и холстах. Работы этого периода были подобны долгим остановкам, необходимым для осмысления увиденного и услышанного. Их можно назвать остатками снов. Они продолжают фантастически-иллюзорные темы графических рисунков: дома и улочки фантастических городов, волшебные ландшафты, горбатые мостики, поезда, лошадки и неизменный путник...
 

Лувсьен. Соборная площадь.
Дорожка в саду.
Композиция.

     Неизбывное желание творить привело Грольмана к созданию так называемых театров. Выполненные из дерева, столь располагающего к постепенным размышлениям и столь приятного в работе, они являют собой те сказочные миры, о которых грезил художник в рисунках и живописи. Защищенные от нетерпеливых глаз разноцветными чехлами, они таят в себе множество дверок, лабиринтов, дорожек – целый город, главное действующее лицо которого – “капля металла идеальной формы” – шарик, привносящий в эти причудливые формы движение и звук. Создание театра позволило художнику, пусть не надолго, остановить его величество Мгновение.
     Интерес к творчеству самобытного художника был велик, в дом приходили специалисты и любители искусства. Особенно интенсивны их посещения стали после появления театров. Но музеи и галереи не видели художника в числе своих экспонентов. В начале 1990-х годов он знакомится с сотрудником Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского Натальей Черновой, пригласившей его к участию в выставке “Арт-наив”. Именно это знакомство открыло перед Грольманом двери музеев и художественных галерей. Далее – выставки, не только городские, но и зарубежные, сборные и персональные.
     В конце 1990-х годов Л. Грольман стал одним из инициаторов создания объединения еврейских художников “Пгишот” (на иврите – встречи), занявшей активную позицию в художественной жизни города. Выставки, преподавание, семинары, пленэры – вот неполный список событий в жизни группы, активным участником которой и по сей день является наш герой.

Д и с к у с с и я
Ф. Симуни
Б. Фрезинский и Б. Билят
А. Рохлин

     Выставка составлена из работ, выполненных за последние два года, – живописи, графики и декоративного искусства. Прогулки по родному Петербургу и Москве, путешествия по Волге, Украине и Франции подарили впечатления, итогом которых и стали живописные произведения. Графические листы запечатлели пейзажи и сцены из жизни Израиля и объединены в серию, получившую название “Земля обетованная”. В экспозиции нет ничего броского, эпатирующего, кричащего. Но зрители, пришедшие на выставку, были поражены. И причина удивления заключалась
Ф. Лейбович и Л. Гольдман
в том, что даже те, кто хорошо знал творчество автора и был рядом многие годы, не были готовы к такому резкому, кардинальному изменению стиля художника. И если в холстах мастера проглядывают черты, свойственные раннему творчеству – гротеск, упрощение деталей, ирония, любовь к стилизации. То в работах, выполненных гуашью, не осталось и следа от прежнего “наивного” Грольмана. Уверенные, роскошные по цвету, выверенной композиции, и необыкновенно лаконичные работы предстают перед зрителем. И это уже не выдуманные миры, это поэтическое осмысление автором окружающего пространства. Удивительно то, что автору удалось сделать такой невероятный скачок за столь короткое время. При этом в работах невозможно найти ничего ученического. Они сделаны рукой зрелого художника, прекрасного колориста. Поэтому еще большее значение приобретает название выставки – “В пути”. Художник продолжает свои искания в области истинного искусства. И каким бы нелегким ни был избранный им путь, мы, благодарные зрители, верим, что главные открытия Леонида Грольмана еще впереди.

Искусствовед Наталья ЗАВЬЯЛОВА
Сайт создан в системе uCoz