"Народ мой" №20 (312) 30.10.2003 - "Некуда" №10, октябрь 2003

“Я БОЯЛСЯ ПОЭТОВ”, или “АРТ-БУКИ”

Я люблю целовать книги.

Вера Павлова

– А как вы докажете, что это книга?
– Ну, мне хочется называть это книгами…

Из интервью

Раздави гадину – издателя,
владельца типографских машин.

“КРЕЗИДЕНТ”, №7

     Форпост русской книги художника находится на берегу Финского залива. Здесь в огромном доме живет Михаил Карасик. Получив приглашение зайти в гости, можно легко заблудиться в его бесконечных лестницах, лифтах и переходах. И блуждать, как другой К., вызванный на странный Процесс. По вечерам из окна 15-го этажа художник грустно смотрит, как желтое солнце исчезает за горизонтом. Робкие посетители толпятся в прихожей, сжимая в руках свои печатные изобретения. Шляпы и зонты у них уже отобрал ветер. Скоро книжная ярмарка отберет книги.
     В 1987 Михаил Карасик сделал свою первую литографскую книгу. И стал самым Первым и Главным. Тем, кто возродил традицию русских футуристов делать свои книжки легко, быстро, весело и независимо. Доводя количество изданий до мегамасштабов.
     Литография возникла в Германии в 1798 году. Придумал ее актер Алоиз Зенефельдер. Смысл в том, что краска с рисунка на плоском камне под давлением переходит на бумагу. И на печатном литографском станке создается любой тираж оттисков.
     В СССР в 70-е годы прошлого века таким способом в основном печатали портреты членов Политбюро. Ксероксов было мало. Любой камень был снабжен специальным номером, и доступ к нему не Заслуженных Членов Союза Художников был практически невозможен. Эскизы согласовывали со спецкомиссией и представителями КГБ. Вдруг вместо портретов Брежнева кому-нибудь захочется напечатать в литографии “Архипелаг Гулаг” тиражом 150–500 экземпляров? Но никому не хотелось. Не только из-за бдительности охранки. Попробуйте написать столько букв справа налево! Сизифов труд в Королевстве Кривых Зеркал.
     Сейчас книга художника адресована в первую очередь элите, 23-м западным музеям, библиотекам и коллекционерам. Поэтому минимальный тираж и оглушительная стоимость делают ее недоступной отечественному потребителю. За редкой современной книгой нужно идти в Отдел эстампов Российской национальной библиотеки. Но без Специального Отношения с места работы книги вам не дадут.
     Разные самодельные издания можно найти в книжном магазине галереи “Борей” на Литейном проспекте. Магазин маленький, а книг много. Существует специальный пароль “АРТ-БУКИ”. Услышав его, добрые бабушки откуда-то с верхней полки вытащат кучу свертков и пакетов. Но настоящих литографских книг там пока нет. А есть только ксероксы, офсет, ризография и машинопись. Иногда раскрашенные вручную. Цены от 1 до 15 евро. Раз в год приходит загадочный голландец и все скупает. Остальное время книги прячутся друг за другом.
 

Автопортрет
Еврейские песни
Бутылка водки и книжка

     Единственное место, где литографские книги можно хорошо рассмотреть, – это музеи. Например, Мраморный дворец, где в сентябре у Михаила Карасика состоялась персональная выставка “Автопортрет”. Художник недавно отметил 50-летие. Может быть, поэтому большинство представленных на выставке работ носят личный и рефлексивный характер. Начиная от размышлений по поводу собственной внешности из книги “Автопортрет” – “…Губы большие, очень большие. Губы мягкотелого человека, губошлепа. Они всегда меня выдают. Губы я уже больше двадцати лет пытаюсь прятать. Я очертил их усами и бородой…” – заканчивая страхами и фобиями: “Я боялся поэтов (реальных) и их навязчивого желания делать у меня свои книжки...”
     Лучшая книга выставки “Дуэт трех идиотов” 1996 (Игорь Терентьев, Алексей Крученых, Илья Зданевич). Из 13 экземпляров в России осталось два. Целая серия увеличенных атрибутов советского гражданина – Паспорт, Трудовая книжка, Сберкнижка – заполнена воспоминаниями и размышлениями. Эффект усиливается, когда текст находится внутри того, о чем повествует.
     В свое время книги футуристов покупали, потому что был шум и бум. Сейчас спроса на живые, теплые и искренние вещи нет. Есть спрос на сувенирную продукцию в золотых рамах и компьютерную живопись с умными концепциями. Литографские книги – это архаика. Это отказ от компьютеров и бегство в Египет от сытых издателей.
     Если вдруг во время шлифовки камней вы придавили себе ноготь, он почернел и отвалился – это хорошо. Это значит – вы занимались ручной работой и преодолевали сопротивление материала. Пришло время задумывать новые работы и полностью уничтожать старые. Просить кефир за вредность и снова вдыхать азотную кислоту и гуммиарабик.
     Требуйте литографские книги в сети магазинов “Буквоед”. Требуйте их – пока все товароведы не выучат это слово. А если их там не будет – покупайте литографский станок за тысячу долларов и делайте литографские книги себе сами.

girsh4.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz