"Народ мой" №21 (313) 13.11.2003

Александр Фридман
Юдофобские легенды
в “Немецких преданиях” братьев Гримм

     Творческое наследие знаменитых филологов-германистов братьев Гримм чрезвычайно многообразно. Якоб Людвиг Карл (1785–1859) и Вильгельм Карл (1786–1859) Гримм воплотили в жизнь принципы европейского романтизма: изучение и популяризация национального наследия, в частности фольклора, обычаев и традиций. Капитальные работы братьев Гримм “Kinder und Hausmarchen” (Детские и домашние сказки, 1812–15) и “Deutsche Sagen“ (Немецкие предания, 1816–1818) по праву принадлежат к числу выдающихся достижений немецкой культуры.
     В издание “Немецкие предания” наряду с другими вошли также легенды Der Judenstein (Еврейский камень) и Das von den Juden getotete Magdlein (Убитая евреями девочка), отразившие жесточайшие юдофобские предрассудки и предубеждения, бытовавшие испокон веков в немецком фольклоре и традиционной культуре.
     Легенда “Еврейский камень” повествует о событиях, которые якобы имели место в 1462 году в тирольской деревне Ринн (Rinn). За значительную сумму денег евреи выкупили у бедного крестьянина маленькую дочь, отвели её в лес, где зверски убили на камне, который с тех пор был прозван “еврейским” (Judenstein).
     Легенды проникнуты мистицизмом. Так, мать ребёнка, которая во время вышеописанных событий находилась в поле, охватил жуткий страх, на её руки поочерёдно упали три капли свежей крови. Женщина бросилась домой и вскоре услышала признания мужа в содеянном злодействе. Алчный отец надеялся, что деньги позволят семье покончить с нищетой, но они лишь превратились в листья, а сам он сошёл с ума и умер.
     Мать же отправилась искать дочь и обнаружила труп на берёзе, куда его водрузили евреи. Останки девочки были помещены в церковь (туда же был перенесён и еврейский камень), а народ стал считать ребёнка святым. Пастух, срубивший, согласно легенде, злосчастную берёзу, сломал ногу и скончался.
     Другая легенда переносит нас в шварцвальдский город Пфорцхайм (недалеко от Штутгарта), где ещё в 1267 году события развивались по аналогичному сценарию). Алчная старуха продала евреям свою семилетнюю дочь. Те, желая добыть кровь, перерезали ребёнку артерии. Вскоре девочка умерла, и евреи, предварительно нагрузив камнями, бросили тело в реку Энц (Enz).
     Злодеям не удалось уйти от возмездия. Через несколько дней тело было выброшено на поверхность реки. К Энцу потянулся народ, и даже сам маркграф прибыл к месту событий. Лодочники вытащили на берег ещё живого ребёнка (в легенде не обходится без противоречий – А.Ф.), но девочка скончалась, предварительно призвав отомстить убийцам. Подозрение естественно пало на евреев. Когда последние приблизились к трупу, из его открытых ран хлынула кровь. Старуху и евреев, признавшихся в совершенном злодеянии, казнили, а гроб с телом ребёнка установили у входа в замковую церковь Пфорцхайма. Цех лодочников был щедро вознаграждён и удостоился целого ряда привилегий.

Получено от автора в рукописи
Сайт создан в системе uCoz