"Народ мой" №22 (314) 30.11.2003

Как антисемиты
воспринимают евреев.

     Антисемитизму вот уже более ста лет. Более ста лет евреи, поодиночке и организациями, ведут борьбу против этой идеологии, приверженцы которой отказывают евреям в праве на жизнь и равноправное существование. 
     За сто лет борьбы было много моментов и когда торжествовали антисемиты, и когда побеждали евреи. Была Катастрофа европейского еврейства и создание Государства Израиль. На сегодняшний день можно сказать, что евреям удалось добиться от большинства народов мира признания права на свое существование, и теперь уже антисемитские выходки и нападки, как правило, не встречают более общественного одобрения и покровительства.
     Смотря на все это глазами стороннего сочувствующего наблюдателя, могу отметить, что в борьбе против антисемитизма, приносящего вред не только евреям, но и другим народам (хотя бы тем же немцам), не было сделано одной из главных вещей. Антисемитизм не был серьезно изучен как система взаимосвязанных идей. Отсутствие целостного понимания антисемитизма приводило к тому, что борьба шла и идет, главным образом, против проявлений, а не против корней этого явления. Антисемитизм, потерпев поражение в одной стране, тут же перекидывается в другую и расцветает там.
     Одним словом, нужно цельное и последовательное изложение идей антисемитизма, которое помогло бы понять его суть. Нужно ли такое изложение? Часть евреев скажут, что, конечно же, не нужно. Однако у меня противоположное мнение на этот счет: нужно изучать эти идеи и доискиваться их причин и истоков. С истоками явления важнее бороться, чем с отдельными проявлениями.
     Такое представление я вынес из осмысления собственного антисемитского прошлого. Я не скрываю, что был в моей жизни период, когда я, так скажем, недолюбливал евреев и регулярно почитывал антисемитскую литературу. Перечитал я ее, если не всю, то весьма значительную часть того, что было опубликовано на русском языке. Идей этих немного, и они кочуют из одной книжки в другую.
     Каким образом я размежевался с антисемитами, я писал в одной из своих статей. Главными причинами расхождения с ними было явное несоответствие юдофобских идей с реальностью, а также очевидный вред, приносимый антисемитизмом русскому народу.

     Для образца анализа возьмем одну антисемитскую брошюрку некоего В. Н. Гладкого “Жиды”, написанную в 1921 году в Граце. Эта брошюрка довольно долго ходила в рукописном виде, а в 1993 году была переиздана в издательстве “Витязь” и вошла в “Библиотечку русского патриота”, которую правильнее было бы назвать “Библиотечкой русского антисемита”.
     Эта брошюра начинается с того, что автор говорит о том, как его упрекали в царской России за его антисемитизм. Мол, вот такой он образованный, а антисемит. На это Гладкий отвечает: “Я держусь противоположного взгляда: мне кажется, что образованный человек не может не быть антисемитом”.
     Это очень серьезное заявление. Конечно же, автор должен этот тезис чем-то подпереть, и он это делает таким образом: приводится довольный длинный, в два десятка, список антисемитских высказываний известных людей, в число которых вошли: Мартин Лютер, Мария Терезия, Вольтер, Гете, Наполеон, Шопенгауэр и даже Бисмарк. Для человека, ни в какой степени не знакомого с историей, что весьма характерно для большинства антисемитов, этот список кажется внушительным и доказательным. Однако при критическом рассмотрении он начинает вызывать вопросы и недоверие.
     Вот, например, высказывание Наполеона по Гладкому: “Философскими учениями жидовского характера не изменишь, для них нужны исключительные специальные законы”. Появились ли такие “исключительные законы” при Наполеоне во Франции? Появились. Назывались они “Кодекс Наполеона”, который даровал всем французским евреям полное гражданское равноправие с остальными французскими гражданами. Как совместить эти два момента: высказывание по Гладкому и принятие кодекса? Никак. Гладкий, скорее всего, или выдумал эти высказывания Наполеона, или же приписал Наполеону Бонапарту высказывания какого-то другого человека.
     Вот, например, высказывание Отто фон Бисмарка: “У жидов нет своей родины. Они нечто общеевропейское, космополитическое. Они номады”. Вроде бы звучит как антисемитское высказывание. Однако Бисмарк говорил на немецком языке, в котором для обозначения евреев есть только одно слово: “Jude”. По-немецки его фраза звучит так: “Die Juden haben keine Heimat. Sie sind jemand Alloeuropeischen, kosmopolitisch. Sie sind Nomaden”. В нормальном, корректном переводе, фраза звучит вполне нормально: “Евреи не имеют своей родины. Они нечто общеевропейское, космополитическое. Они номады”. Бисмарк просто констатирует факт отсутствия у евреев национального государства в Европе.
То же и с высказыванием Шопенгауэра: “Родина жидов – остальные жиды”. По-немецки звучит так: “Die Heimat der Juden – alle Juden”. То есть: “Родина евреев – остальные евреи”. Где же здесь антисемитизм? Обычная констатация факта.
     Гладкий свой цитатник завершает тяжеловесным заявлением: “Среди выдающихся людей в антисемитах недостатка нет. Мало того, можно сказать, что те из них, коим приходилось сталкиваться с жидами, или которые просто интересовались жидовским вопросом, все юдофобы”.
     Антисемитские высказывания тех или иных известных лиц кочуют из одного издания в другое. Однако надо признать, что доказательства этого тезиса – поддельные. С помощью некорректного перевода Гладкий записал в “антисемиты” Бисмарка и Шопенгауэра, а путем фальсификации высказываний записал в свои союзники и Наполеона. Высказывания самых крупных деятелей в цитатнике – поддельные. Насчет высказываний остальных трудно сказать что-то определенное, необходимо сличить их с оригиналом.
     Кстати, если рассмотреть высказывания того же Вольтера, Дюринга или Маркса о евреях в контексте их своеобразных представлений, то антисемитский смысл, на который напирают идеологи-юдофобы, тут же исчезает, и вместо него появляется всего лишь констатация факта. Во всяком случае, есть достаточно оснований для того, чтобы отвергнуть тезис о том, что будто бы все известные люди – все юдофобы. Тезис этот явно не имеет серьезной доказательной основы.
     Пристрастие к цитатникам выливается также в составление особых списков: “100 великих евреев” или “100 великих русских”. В 1996 году “Общественное Русское правительство России” под председательством Владимира Корчагина, выпустило документ под названием: “Русская Сотня. Лучшие люди России, осознавшие еврейскую опасность и вставшие на защиту Русского народа”. Надо полагать, что номер соответствует степени осознания еврейской “опасности”.
     После царей, князей, императоров, поэтов и писателей (Пушкин идет под № 12, Лермонтов – 13-й, Есенин – 16-й), под № 19 шествует Сергей Нилус, под № 22 стоит убитый в Свердловске Юрий Липатников, под № 25 Константин Смирнов-Осташвили. Под № 26 стоит Борис Миронов, бывший министр печати и информации РФ, а теперь записной патриот-антисемит. № 29 принадлежит Олегу Гусеву, № 30 – Роману Перину, № 31 – Щекатихину и № 32 – Корчагину. Тут последний явно поскромничал. Нужно было поставить себя в первую десятку, между Святославом и Петром I.
     Затесались сюда и претенденты на российский престол (под № 39 Александр Липатов). Монархисты (под № 50 – Дмитрий Васильев), республиканцы-диктаторы (под № 59 – Александр Стерлигов). Попал сюда и Доброслав, но под № 94-м. Вот вам и “Русская Сотня”, где цари, императоры, поэты и писатели, мешаются с “товарищами”, вроде Липатова и Васильева, Корчагина и Щекатихина. Как бы это назвать, чтобы получилось “совершенно точное определение”?
     В брошюре Гладкого, после цитатника и рассуждений на тему высказываний “великих” имеется фраза, вполне стоящая всей брошюры: “…самим Творцом вложенный в них антисемитизм”. Вот куда понесло Гладкого. Он, ни много ни мало, приписал антисемитизму божественное происхождение.
     Более полно и точно эту фразу могут оценить богословы. Я же могу сказать, что здесь Гладкий вышел далеко за пределы христианского вероучения. Да и вообще, в подобных высказываниях надо бы опираться на авторитет Св. Писания. Но Гладкий не привел ни одного места из него, которое бы подкрепляло его позицию. Здесь он явно приписал себе право говорить от имени Бога. Это гордыня в чистом виде. Само по себе такое высказывание, приписывающее антисемитизм Творцу, есть чудовищное святотатство.
     С точки зрения психиатрии, человек, ставящий себя в один ряд с Наполеоном и Бисмарком, и говорящий от имени Бога, явно нездоров душевно.
     Мания величия – весьма характерная штука среди антисемитов. Все они куда-то лезут, все чем-то стремятся порулить. Это один из ключевых моментов в антисемитизме. Антисемиты уверены, что они спасают весь мир, или, по крайней мере, весь русский народ. Они твердо убеждены в том, что антисемитизм дан свыше, как Гладкий, или что существование евреев противоречит “законам природы”, что евреи – “расово неполноценные”. Недаром среди антисемитов такой популярностью пользуются расовые теории и расизм. Вот эти два момента и определяют душевный настрой антисемита: всеобщая и непримиримая борьба с “жидовским засильем”. Я бы назвал это проявлением паранойи.
     Кстати, и Гладкий обращается к “законам природы”. Вот что он пишет по этому поводу: “Ни народ без веры, ни государство без религии существовать не могут – такой закон природы”.
     А что такое вера по Гладкому? Он сам себя спрашивает: “Как можно определить всякую веру вообще?”. И отвечает: “Только как бессознательную потребность, вложенную природой в натуру человека”. Впрочем, это заявление нисколько не мешает на следующей странице провозгласить следующее: “Прививая людям ту или иную веру, можно руководить их поступками, регулировать и направлять их деятельность…”. Есть и более четкие высказывания: “В отличие от веры, которая дается нам свыше, всякое божественное учение, всякая религия являются делом рук человеческих”. То есть, веру нам Бог даровал, а уж божественное учение мы как-нибудь и сами сделаем. Вот такова позиция Гладкого.
     И это тоже очень характерный момент в антисемитизме. Поразительно много антисемиты рассуждают о вере и божественном. Есть целый пласт антисемитской литературы, как старой, так и современной, на эту тему. И везде есть это противоречие. Вера – есть бессознательная потребность, которую антисемиты желают насаждать железной рукой. Мне вспоминается фраза из письма одного антисемита: “Надо возрождать русских богов”.
     Думаю, что это противоречие можно объяснить таким образом. Вера как “бессознательная потребность” – это для низов. Вера как инструмент управления – это для верхов. Каждый идеолог антисемитизма мнит себя “в верхах”, и потому вещает сверху вниз о божественном, думая при этом, что он в силах управлять низами. Насколько я могу судить по беседам с антисемитами самых разных направлений, от язычников до государственников, религиозная идея всегда была знаменем, но никогда и никем не воспринималась всерьез, даже среди язычников. Даже в языческой газетке “За Русь!” речь шла, главным образом, о восприятии внешних символов язычества: свастике и обрядов.
     Что же является главным для антисемитов в оценке религии? Только то, как с помощью религии можно управлять “паствой”. Ведь антисемиты хотят сразу всего: и свершений в мировом масштабе, и чувства собственной непогрешимости, и горячего почитания снизу. Этого душа требует. Вот они и считают, что, став религиозными владыками, они всего этого достигнут.
     Тому, что Гладкий считал именно так, есть доказательство: “Программа действий (имеется в виду евреев – Д.В.) такова: истребить всех языческих вождей, пасущих стада гоев (“Бей буржуев!”), и занять их места”. Видите, все достаточно откровенно. Гладкий видит во главе гоев “языческих вождей”. Это важный и принципиальный момент, потому что с такой точки зрения антисемиты оценивают и иудейскую религию.
     Вот что об этом пишет Гладкий: “Таким развитием определенных свойств в определенном же племени и занимается жидовская религия”. Одним словом, антисемиты не видят в иудаизме философского и нравственного, они видят лишь средство управления “низами”. Гладкий говорит об этом с циничной откровенностью: “Все это отлично понимают жиды, религия которых преследует три главные цели:
     (1) Вести свой народ на строго аристократических началах, сообразуясь с законами природы и ни на шаг от них не отходя.
     (2) Разрушать у конкурирующих народов аристократические основания, их религии и государственности.
     (3) Снабжать гоев противоестественными, демократическими верованиями и учениями, заставляя их этим “бороться с Богом”.
     Как подкрепить такой тезис? Конечно же цитатами из Торы и Талмуда! Гладкий цитирует Тору и Талмуд в поисках фраз, которые бы подкрепили его взгляды на иудаизм как на средство управления “низами”.
     Антисемиты больше всего любят цитировать Второзаконие и “Шулхан-Арух”. Вот, например: “Я даю тебе и твоему потомству ту страну, в которой ты живешь пришельцем на вечные времена”.
     “Кто даст пощечину жиду, тот ударит самого Бога”.
     “Если один жид поможет другому обобрать гоя, то они обязаны разделить прибыль”.
     Я даже не стану приводить все фразы и проверять их по первоисточникам. Скажу лишь то, что Тора – это большая книга, и там много о чем написано. Тем более это относится к Талмуду. Мы не вправе на основе отдельных, выдернутых из текста цитат, судить о Торе в целом. Для этого просто необходимо для начала прочесть ее целиком.
     Весьма характерно, что ни в одной антисемитской брошюре или газете, где публиковались подобные цитаты, не было ссылок на первоисточник, на книгу, главу и стих Торы, или на трактат, главу и раздел Талмуда. В антисемитской литературе есть так называемые “100 законов из Талмуда” – цитатник из “Шулхан-Арух”. Он издается без каких-либо ссылок на первоисточник. Первоисточник подобных цитат и их толкований, очевидно, восходит к книге немецкого профессора Роллинга “Талмудический еврей. Нравственное богословие евреев-талмудистов”, переведенной на русский и изданной в Москве в 1897 году с одобрения Московского духовного цензурного комитета. Совпадение цитат и толкований у Роллинга и у антисемитов практически стопроцентное.
     Нет ссылок на источник цитат и у Гладкого. Это весьма странное обстоятельство, тем более что Тора, включенная как Ветхий Завет в Библию, была широко доступна и переведена чуть ли не на все языки мира. Это обстоятельство можно объяснить только так. Антисемитские идеологи крайне не хотят, чтобы адепты читали Библию сами, без их комментариев.
     Почему это так, видно из следующих пассажей. Вот что Гладкий пишет о сути иудаизма: “Она учит свою паству, что раньше когда-то уже было на земле жидовское царство (рай), когда вся власть принадлежала “избранному народу”. Затем, в наказание за ослушание его велений, Иегова лишил иудеев их господства и сказал, что он только тогда сменит гнев на милость, когда жиды сами своими силами покорят себе все остальные народы. Когда Иегова увидит, что сыны Израиля в достаточно мере исполнили его приказание и что все гои обращены в жидовских рабов – тогда, в знак своего прощения, он пришлет на землю Мессию, своего сына, который окончательно восстановит жидовское царство (рай) и на этот раз уже навсегда”.
     Чтобы такое написать, нужно сделать две вещи: никогда не читать Библию и не быть христианином. Если Гладкий назвал рай “жидовским царством”, то христианином он после этого быть уже не может.
     Далее: “Цель и смысл бытия народ израильский полагает в возвращении своего былого мирового господства и всеми своими силами стремится к нему, не считаясь ни с чем. Стремление это на техническом жидовском языке называется “постройкой храма человеческого” или же “Соломонова”.
     Не надо объяснять, что в этих двух фразах автор ни на гран не отразил сущности иудаизма. Да и попросту ошибся в определении Храма Соломонова. Гладкий, как видно из цитаты, блаженно не ведает о существовании двух Храмов, первый из которых и был Соломоновым.
     Удивительно, но среди антисемитских работ нет ни одной, в которой бы хоть сколько-нибудь подробно и толково излагалась история. Даже в таких капитальных трудах по теории антисемитизма, как книга Андрея Дикого “Евреи в России и в СССР”, или в книге Дугласа Рида “Спор о Сионе”, мы не видим истории, а видим выдумки авторов насчет истории.
     История в представлении антисемитов – это борьба между двумя основными началами: “жидовским”, совершенно однозначно плохим, и “гойским”, совершенно однозначно хорошим. И это фундаментальное деление проходит через все, чем бы антисемиты ни занимались. Если где-то они увидят хотя бы отблеск, хотя бы мимолетный признак принадлежности к еврейству, то это явление относится ими в разряд “жидовских”, то есть плохих, опасных и вредных, которые нужно уничтожать всеми силами.
     Особенное значение приобретает при таком подходе поиск символов и признаков “жидов”. На этом поприще особенно отличился Евгений Артемьевич Щекатихин, издатель-редактор петербургской юдофобской газетки “Наше Отечество”. Газета 12 лет, из номера в номер, публикует новейшие данные из области поиска “жидов” в России и по всему миру. Вышло свыше 200 номеров этой газеты, а поиск все продолжается. В этом же своеобразном представлении и коренятся причины того, почему антисемиты оправдывают и превозносят расизм и нацизм. Они их считают однозначно хорошими, потому что и расизм и нацизм были против “жидов”, то есть попадали на светлую сторону антисемитского миропонимания.
     Итак, антисемитизм состоит из нескольких основополагающих идей. В их числе:
     (1) Антисемиты считают, что антисемитизм является или данным свыше, или же является продуктом неких “законов природы”. Весьма часто антисемиты не делают разницы между Богом и “законами природы” и отождествляют их. Из этого вытекают их симпатии к расизму и расовой теории. В общем, их идеология – это социал-дарвинизм.
     (2) Антисемиты считают, что вера и религия – это средство управления людьми, которое создается “аристократией” для управления “низами”. С этой точки зрения они оценивают и иудаизм. Из этого вытекает антихристианская и антииудейская направленность юдофобии. В связи с этим антисемиты проявляют большой интерес к язычеству во всех его проявлениях. Они стремятся создать новую религию, которая позволила бы им захватить господство над людьми.
     (3) Антисемиты считают, что евреи стремятся захватить мировое господство. Сами антисемиты стремятся к мировому господству, или, по крайней мере, к решению глобальных, мировых задач, и это стремление переносят на евреев. “Доказательства” этого тезиса они черпают в очень тенденциозном, а то и фальсифицированном прочтении Торы и Талмуда. Из этой же идеи вытекает теория “мирового еврейского заговора”.
     (4) Антисемиты считают, что мировая история – это арена борьбы между “жидами” и “гоями”. Причем, эта борьба должна завершиться победой “гоев”. Это идея-антипод предыдущей, и вытекает из противопоставления ей. Из этого вытекает целый ряд идей, вроде теории “Евреи поработили (распродали) Россию”, “Евреи преследуют русских патриотов”, “Зверства сионо-фашизма” и так далее. Это одна из самых любимых тем среди антисемитов. Из этой же идеи вытекает превознесение антисемитами Гитлера и Холокоста, ибо они считают, что борьба с евреями непримирима, и может вестись любыми средствами.
     Итак, антисемитизм – это комплекс идей, на основе которых евреям выдвигаются бездоказательные обвинения в захвате мирового господства. Наверное, это определение захватит в себе все основные идеи и взгляды антисемитов. Если какой-то человек хоть в какой-то степени признает, что, мол, “евреи правят миром”, то он определенно антисемит, и у него можно найти все остальные основные антисемитские идеи.

Верхотуров Д. Н.,
г. Красноярск
 
Получено редакцией от автора в рукописи,
написано эксклюзивно для "Ами"
Сайт создан в системе uCoz