"Народ мой" №22 (314) 30.11.2003

Холокост в Советском Союзе

     В годы Второй мировой войны нацисты проводили политику поголовного истребления евреев в оккупированных странах Европы. В Холокосте погибли шесть миллионов человек, в том числе около двух миллионов советских евреев.
     Национальный музей памяти жертв Холокоста в Вашингтоне проводит большую исследовательскую работу по изучению всех обстоятельств этой величайшей мировой трагедии. Недавно в музее проходил симпозиум на тему “Холокост в Советском Союзе”.
     В послевоенное время сама тема Холокоста была в CCCP запретной. Документы о массовом истреблении мирных жителей еврейской национальности на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и других оккупированных республиках и областях были надежно упрятаны в архивы.
     Когда поэту Евгению Евтушенко удалось (редчайший случай!) опубликовать в 1961 году в “Литературной газете” стихотворение “Бабий Яр”, посвященное расстрелу нацистами в течение двух дней более тридцати тысяч киевских евреев, на него обрушился град официальной критики.
     Положение изменилось после распада СССР. О масштабах этих перемен говорил в своем вступительном слове директор Центра по изучению истории Холокоста при вашингтонском музее Пол Шапиро. “Только за последние полтора года, – сказал он, – мы заключили несколько всеобъемлющих соглашений с Государственным архивом Российской Федерации. Недавно мы приступили к поискам в архиве Советской Армии в Подольске и в архивах КГБ. В настоящее время мы располагаем микрофильмами нескольких миллионов страниц документов из советских архивов. Сам факт существования многих из этих документов был тайной за семью печатями. Никто не мог даже в самых смелых фантазиях предположить, что их исследование станет когда-нибудь возможным”.
     Сотрудники Национального музея памяти жертв Холокоста изучают и трагедию советских военнопленных в годы Второй мировой войны. В первые же месяцы после вторжения нацистских войск в СССР в плену оказались несколько миллионов советских солдат и офицеров, а всего за время войны – около пяти с половиной миллионов. В результате расстрелов, голода и болезней почти три миллиона из них погибли.
     Судьба многих бывших узников и сегодня остается неизвестной: по опубликованным в последние годы в России данным, пропавшими без вести во время Великой Отечественной войны по сей день числятся три с половиной миллиона советских военнослужащих.
     О совместных усилиях немецких и российских научных работников и архивистов по идентификации бывших советских военнопленных на симпозиуме сделал доклад директор музея, созданного на месте бывшего лагеря номер №326 для советских военнопленных, Райнхардт Отто. “В 1997 году, – сказал он, – я и мой коллега-историк Рольф Келлен по приглашению Генерального штаба российских Вооруженных Сил посетили военный архив в Подольске. По возвращении мы опубликовали доклад о нашей поездке с призывом к общественности открыть изученные нами архивные дела как для исследователей, так и из чисто гуманитарных соображений. В декабре 2000 года при поддержке ряда организаций в Германии и России мы приступили к осуществлению совместного немецко-российского проекта по установлению судьбы попавших в плен советских офицеров. По завершении проекта в конце 2002 года удалось ввести в научный оборот дела пятидесяти тысяч военнопленных”.
     Для массового истребления евреев, военнопленных и противников гитлеровского режима нацисты создали специальные лагеря уничтожения – Освенцим, Треблинку, Собибор и десятки других. Эти “фабрики смерти” работали тайно. Когда информация о них стала постепенно выходить наружу, люди на Западе поначалу отказывались верить, что в двадцатом веке возможно намеренное и систематическое истребление мирных граждан в массовом масштабе. Даже после того, как американские солдаты, освободившие Дахау, Берген-Бельзен и другие лагеря, своими глазами увидели горы трупов и газовые печи, 85% американцев считали, что рассказы о нацистских зверствах сильно преувеличены.
     “Первыми документальные свидетельства об ужасах нацистских лагерей смерти представили миру советские фотокорреспонденты, побывавшие там после их освобождения Красной Армией, – сказал в своем докладе на симпозиуме директор Центра иудаистики и доцент кафедры истории Денверского университета в штате Колорадо Дэвид Шнеер. – Сделанные ими снимки обошли весь мир. Имена этих фотожурналистов – Евгения Халдея, Георгия Зельмы, Марка Маркова-Гринберга, Самария Гурария и других навсегда вписаны в фотолетопись Второй мировой войны”.
     Советские евреи были не только жертвами, но и активными участниками войны против нацизма. В рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражались около пятисот тысяч евреев – солдат, офицеров и генералов. Около 180 тысяч из них сложили головы на поле боя. Многие были награждены боевыми орденами и медалями, более ста за личное мужество получили звание Героев Советского Союза.
     В конце войны по инициативе писателей Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана было решено подготовить два сборника документальных свидетельств – “Черную книгу” и “Красную книгу”. В “Черной книге” предполагалось объединить свидетельства уцелевших жертв и очевидцев Холокоста на советской территории. В “Красную книгу” должны были войти материалы о героизме евреев-солдат и офицеров Красной Армии. Она должна была опровергнуть распространявшуюся антисемитами версию о том, что во время войны евреи “отсиживались в Ташкенте”.
     Именно в это время в Советском Союзе начал усиливаться государственный антисемитизм. Подготовка “Красной книги” был запрещена специальным решением ЦК партии. А набор “Черной книги” был рассыпан, она чудом уцелела благодаря тому, что несколько сигнальных экземпляров удалось переправить за границу. Сталинское руководство наложило табу на саму тему массового истребления евреев нацистами.
     С докладом о мотивах этой политики на симпозиуме в музее выступил доцент кафедры истории Стэнфордского университета Амир Вайнер. “Прежде всего, – сказал он, – если бы началось обсуждение Холокоста, возник бы весьма болезненный для кремлевского руководства вопрос о сотрудничестве десятков тысяч советских граждан с нацистами и об их активном участии в истреблении евреев. Во-вторых, публичное обсуждение этой темы могло бы привести к росту самосознания еврейского населения СССР после войны. Выплыла бы и весьма деликатная проблема антисемитизма среди гражданского населения и в Красной армии. И, кроме того, созданный советской пропагандой миф о Великой Отечественной войне стал одним из краеугольных основ дальнейшего существования советской системы, а евреям в нем места не было”.

http://enews.voanews.com/t?ctl=4A6E83:1F9CEDA

Сайт создан в системе uCoz