"Народ мой" №23 (315) 15.12.2003

Благотворительному обществу
“Хэсэд Авраам” 10 лет

     Возрождение еврейской благотворительности в странах бывшего СССР было очень нелегкой задачей. Ведь в течение многих лет даже само слово “благотворительность” было едва ли не под запретом, а о том, что могут существовать благотворительные организации, и тем более еврейские, никто и подумать не мог. Приходилось все начинать с нуля, преодолевая при этом множество трудностей. О том, как десять лет назад начинало свою деятельность благотворительное общество “Хэсэд Авраам” в Санкт-Петербурге, и о том, чего удалось достичь за десять лет, наш корреспондент Зелда Нахимович попросила рассказать Леонида Гарриевича Колтона, возглавляющего “Хэсэд” с первых дней его существования.

     – Я никогда не думал, что буду работать в сфере благотворительности. Но, когда десять лет назад в Санкт-Петербурге создавалось общество “Хэсэд Авраам”, меня попросили помочь, и я включился в эту работу. В то время в стране не было людей, имеющих профессиональную подготовку для работы в благотворительных организациях. Не было учебных заведений, которые готовили таких специалистов. Поэтому нам всем приходилось учиться в процессе работы, постепенно накапливая опыт. А сейчас в благотворительном обществе “Хэсэд Авраам” работают три специалиста, получившие высшее образование по специальности “социальный работник”. Кроме того, среди волонтеров немало студентов, которые тоже через несколько лет получат дипломы социальных работников. Некоторых студентов посылают сюда на практику. В учебных заведениях, где учатся будущие социальные работники, знают “Хэсэд Авраам” и высоко ценят его опыт. Приходят сюда поучиться опыту работы и сотрудники учреждений государственной системы социального обеспечения. Мы постоянно учимся сами и помогаем учиться другим.
     Петербургский “Хэсэд Авраам” был первой еврейской благотворительной организацией типа хэсэд в бывшем СССР. Он стал своего рода моделью, по которой создавались подобные организации в других городах. На сегодняшний день в Ассоциации хэсэдов уже около двухсот благотворительных обществ, расположенных в различных городах постсоветского пространства. Эти благотворительные организации во многом отличаются друг от друга и по своим конкретным особенностям, и по масштабам своей деятельности. Но у всех у них есть нечто общее – то, что с трудом поддается конкретному определению, но вместе с тем позволяет безошибочно отличить хэсэд от любой другой еврейской благотворительной организации.

     – Расскажите, пожалуйста, о том, каковы наиболее характерные особенности “Хэсэда” и основные принципы его деятельности.
     – Где бы ни находилось благотворительное общество хэсэд – на юге Украины или за Полярным Кругом, в Поволжье или на Дальнем Востоке, – все равно деятельность этого общества строится на основе трех главных принципов. Эти три принципа – община, волонтерство и Идишкайт. Хэсэд – это неотъемлемая часть еврейской общины города. Хэсэд не только поддерживает тесную связь с общиной, но и действует, исходя из ее конкретных потребностей на сегодняшний день. При реализации конкретных программ хэсэд использует принцип открытого обсуждения, создает специальные консультативные комиссии, в состав которых входят представители местных еврейских организаций. Принимать решения совместно с другими порой бывает значительно сложнее, чем принимать решения самостоятельно, но совместное обсуждение проектов и совместное принятие решений очень важны для хэсэда, потому что именно это делает его неотъемлемой частью еврейской общины. Хэсэд – это открытая организация, и мы стремимся, чтобы как можно больше людей приходили к нам.
     Связь “Хэсэда” с общиной осуществляется и в процессе реализации второго главного принципа работы – волонтерства. Волонтеры – это тоже часть общины. Десять лет назад, когда петербургское благотворительное общество “Хэсэд Авраам” только начинало свою деятельность, там работали 20 волонтеров. Работа волонтеров уже тогда стала неотъемлемой частью деятельности “Хэсэда”. Сейчас у нас уже 900 волонтеров.
     Третий главный принцип, которым руководствуется “Хэсэд” в своей работе, – это Идишкайт. Это духовная основа нашей деятельности, потому что мы – еврейская организация, и к нам приходят люди, готовые ассоциировать себя с еврейством. При этом следует подчеркнуть, что мы оказываем помощь не только евреям, и что среди сотрудников и волонтеров “Хэсэда” есть и неевреи. А наш клуб открыт для всех, кто желает приходить туда, независимо от национальности. Но очень важно, чтобы наша деятельность быть пропитана атмосферой еврейской жизни. Именно эту задачу призваны решить еженедельные встречи Субботы и празднование еврейских праздников. Для многих ассимилированных евреев (а таких в Санкт-Петербурге большинство) именно так начинается знакомство с еврейской культурой и Традицией.

     – Десять лет назад благотворительное общество “Хэсэд Авраам” находилось в тесном, плохо приспособленном помещении. Теперь оно занимает часть отреставрированного и переоборудованного здания бывшей фабрики-кухни на Большом Сампсониевском проспекте. Это здание – один из лучших образцов архитектуры конструктивизма в нашем городе. Здесь просторно, уютно, красиво. Но говорят, что в дальнейшем предполагается перевести “Хэсэд” в другое здание. Так ли это?
     – “Хэсэд” – неотъемлемая часть еврейской общины, и он развивается вместе с общиной. Шесть лет назад мы переехали в это замечательное здание, и на тот момент оно полностью соответствовало нашим нуждам. Но община продолжает развиваться, и “Хэсэд” тоже продолжает развиваться. И с учетом перспектив развития общины в целом, и “Хэсэда” в частности, сейчас планируется перевести несколько еврейских организаций города в одно, специально предназначенное для этой цели здание на Петроградской стороне. В числе еврейских организаций, которые туда переедут, будет и “Хэсэд Авраам”. Однако говорить сейчас о конкретных сроках переезда пока еще рано.

     – Каковы планы “Хэсэда Авраама” на ближайшее будущее?
     – В декабре мы проводим общественные слушания по вопросу о предстоящем открытии еврейского дома престарелых. Впрочем, мы сами предпочитаем другое название – “дом пожилых людей”. В ходе общественных слушаний будет решаться вопрос о том, каким именно будет “дом пожилых людей”. На сегодняшний день в принципе уже ясно, что этот дом у нас будет, нужно только решить ряд конкретных вопросов, и именно для этого проводятся общественные слушания.
     “Дом пожилых людей” – это очень важный аспект еврейской благотворительности, и мы будет стараться сделать так, чтобы обитатели “дома” чувствовали себя там как можно более комфортно. Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что “дом пожилых людей” – это все равно не то же самое, что свой дом, своя квартира. И что человек все равно не будет чувствовать себя в нем “совсем как дома”. Именно поэтому в числе приоритетных направлений нашей работы на ближайшее будущее не только создание “дома пожилых людей”, но и совершенствование индивидуальной работы с одинокими пожилыми людьми. Эта индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы человек как можно дольше мог оставаться у себя дома, в привычной для него обстановке, и получать при этом необходимую помощь. В этом направлении нам еще очень многое предстоит сделать.

     – Расскажите, пожалуйста, о тех трудностях и проблемах, с которыми благотворительному обществу приходится сталкиваться в процессе его деятельности.
     – Социальная работа и благотворительность – это само по себе непростое дело. Мы постоянно видим несчастья и страдания людей. Порой нам приходится делать выбор в очень непростой ситуации: нужно выбрать, кому именно помочь, зная при этом, что всем нуждающимся мы все равно помочь не можем. Бывает и так, что этот выбор диктуют нам наши зарубежные спонсоры, а мы осознаем, что это неправильный выбор. Например, одна из зарубежных организаций предоставляет нам средства для оказания помощи людям, пострадавшим от фашизма. Но само понятие “пострадавшие от фашизма” эта организация понимает несколько своеобразно: наряду с теми, кто находился на оккупированных территориях и чудом выжил во время Холокоста, в число “пострадавших от фашизма” включаются и те, кто во время Великой Отечественной войны был в эвакуации. А те, кто находился в нашем городе во время блокады, почему-то не включаются. Между тем, среди наших подопечных немало блокадников, и получается, что в рамках этой программы мы им помочь не можем.
     Есть и другая проблема. Это те ситуации, когда человеку уже ничем нельзя помочь. Когда человек, не дай Б-г, неизлечимо болен, и ничего уже нельзя сделать. Очень тяжело сознавать свою беспомощность в таких ситуациях. А все остальное – это не проблемы. Надо работать, надо учиться в процессе работы и стараться искать возможности для того, чтобы помогать людям.

Сайт создан в системе uCoz