"Народ мой" №23 (315) 15.12.2003

Продолжение жизни вещей

     Наверное, в каждой семье, имеющей отношение к еврейскому народу, сохранились старые книги на полузабытом языке или маленькая домашняя коллекция ритуальных предметов. Иногда это единственное звено, связывающее новые поколения с далеким прошлым.
     Зачастую это просто предметы быта, оставшиеся от прадедушек и прабабушек, и их нынешние владельцы не подозревают, что все это "старье" может стать предметом внимания современного художника.
     А ведь это продолжение жизни их вещей уже в культурной среде. Наверное, в каждой семье, имеющей отношение к еврейскому народу, сохранились старые книги на полузабытом языке или маленькая домашняя коллекция ритуальных предметовсостоящей из вещей как доставшихся ему по наследству от дедушки, жившего в селе Медведь Новгородской области, и бабушки из села Улин Тверской области, так и современных приобретений.
     Художник выполнил несколько натюрмортов по коллекции Гальфановича в технике гравюры на дереве не случайно. В 2002 году исполнилось 175 лет со дня установления для евреев в качестве
Из коллекции Гельфановича.
Гравюра на дереве. Е. Блюмкин
принудительного института кантонистов. В 1827 году был выпущен "Устав рекрутской повинности евреев", который позволял брать "в военную выучку" с 12 лет (официально), а на самом деле и с 8 лет. Дети брались, в основном, из беднейших семей. Специальные "ловчики" из еврейской среды охотились за мальчиками и сдавали их на принудительную военную службу, где их насильственно крестили. Многие дети, оторванные от семей, гибли. Так появились в России многочисленные Александровы, Павловы, Михайловы, Николаевы и т.д.
    Подробно о судьбе кантонистов рассказал историк Саул Гинзбург (1866-1940) в историческом труде "Мученики – дети" (Из жизни кантонистов-евреев, ж. "Еврейская старина", 1930, с.50–79).
     Многие граверы на дереве XIX-XX веков были выходцами из этой среды и начинали свою биографию (помня свою изначальную житейскую драму) как известный художник гравюры первой половины XX века Иван Павлов, родившийся 130 лет назад (17 марта 1872 года):
     "Отец по происхождению – кантонист: шести лет его подобрали на улице в Саратове и перекрестили в православную веру, причем имя ему было дано Николай Павлович – в честь царя Николая I". (Иван Павлов. "Жизнь русского гравера". Изд. Академии художеств СССР. Москва, 1963).
     Возможно, язык гравюры служил художникам нишей в общении с окружающим их сложным миром, может быть эта ниша действует и сейчас.

Е.Л.БЛЮМКИН,
Член Союза художников С.-Петербурга
Сайт создан в системе uCoz