"Народ мой" №1 (317) 15.01.2004

Ханукальный концерт
во дворце Белосельских-Белозерских

Чудо великое было там.
(Слова, якобы зашифрованные
на гранях ханукального волчка.)

     Декабрь минувшего года стал в Петербурге настоящим фестивалем идишской культуры. Мероприятия, которые устраивали Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга и Центр “Петербургская иудаика”, следовали одно за другим. Уже простое перечисление произошедших встреч производит впечатление на знающего человека: выступление замечательного поэта Велвла Чернина, цикл лекций превосходного литературоведа Михаила Крутикова, семинар крупнейшего американского филолога профессора Довида Роскиса. Программа оказалась столь насыщенной, что ей могли бы позавидовать куда более серьезные, чем наш город, центры идишизма.
     Заключительным аккордом в этой череде культурных событий стал ханукальный концерт еврейской песни, который был организован 24 декабря Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга во дворце Белосельских-Белозерских. В концерте участвовали превосходные исполнители, имена которых уже достаточно давно известны петербургским слушателям: Анастасия Георгиевская (Петербург), Евгения Лопатник (Харьков), Ефим Черный (Кишинев), и выступившая в Петербурге впервые певица из Тель-Авива Светлана Кундыш. Но центральным событием этого концерта стало появление на сцене Нехамы Лифшицайте. Собственно говоря, весь концерт и стал подношением молодых певцов великой еврейской певице.
     Следует сразу отметить, что концерт был превосходно организован. Перед его началом звучали старые записи Нехамы Лифшицайте. Сам концерт очень украсила видеопроекция на большой экран всего происходившего на сцене.
     Довид Роскис, услышав, что Нехама Лифшицайте в Петербурге, обрадовано сказал: “Она
Нехама Лифшицайте
настоящий герой”. И это наиболее точное определение. Именно так, воспринимали Нехаму сорок лет назад, так ее воспринимают и сейчас. Прекрасных певцов на советской еврейской эстраде всегда было немало, но именно Нехама Лифшицайте в 1960-е гг. стала символом еще неосознанной, неоформленной борьбы евреев СССР за право быть самими собой. Красивая, безмерно талантливая и, что очень важно, молодая, женщина выходила на сцену, и сразу становилось понятно, что “народ Израиля жив”. Такой осталась Нехама Лифшицайте в памяти людей старшего поколения.
     Нехама уехала в Израиль в 1969 г., одной из первых. Увы, в новых условиях ни еврейская песня, ни идиш, ни героизм оказались не востребованы. Нехама Лифшиц (как ее стали называть в Израиле) поменяла профессию: после нескольких недолгих лет триумфальных выступлений в Израиле и в США она стала библиотекарем и в последние годы возглавляла Музыкальную библиотеку в Тель-Авиве – крупнейшее в Израиле хранилище нот и музыкальной литературы. Казалось, что имя певицы Нехамы Лифшицайте как яркой звезды на небосклоне еврейской культуры осталось в прошлом.
     Если Нехама Лифшиц не стала в Израиле звездой, то в СССР ее имя оставалось знаковым. Ее пластинки хранились в “каждой” еврейской семье, родители продолжали рассказывать о ней своим детям. И вот, в 1997 г., Нехама, приехав на первый Клезфест в Петербурге, вернулась к своим слушателям. Потрясение было обоюдным. Именно после приезда в Петербург Нехама, поверив в то, что еврейская песня по-прежнему нужна и любима, обратилась к преподавательской деятельности.
Светлана Кундыш
Выступившая в прошедшем концерте Светлана Кундыш– одна из ее учениц. Таким образом, можно сказать, что еврейский Петербург увидел, в известной степени, результаты своей собственной активности.
     Итак, первое отделение концерта. На сцену выходит Светлана Кундыш, певица, наделенная не только ярким голосом, но и яркой внешностью. И все-таки все внимание приковано не к ней, а к красивой пожилой даме, которая уютно кутается в шаль, сидя за столиком около края сцены. Это Нехама Лифшицайте. Она уже почти не поет, только чуть-чуть подпевает своей ученице. Держится и говорит очень просто, спокойно и естественно. Первая мысль, которая приходит в голову, когда глядишь на нее, это мысль о величии. Неожиданная ассоциация: вероятно, так в старости выглядела Анна Ахматова.
     На мой взгляд, появление Нехамы Лифшицайте на сцене дворца Белосельских-Белозерских было историческим событием. То, что публика в зале (а среди нее было немало молодежи!) могла видеть и слышать Нехаму, то, что молодые и совсем юные слушатели расскажут когда-нибудь об этом концерте своим детям, гарантирует, что “золотая цепь” поколений не порвется. Как тут не вспомнить о чуде Хануки: по всем расчетам масла никак не могло хватить, злые ветры давно должны были задуть свечу,
С. Кундыш, А. Георгиевкая, Е. Лопатник
а огонь еврейской песни все горит, все не гаснет, он – как ханукальная лампада в декабрьском мраке – становится особенно ярким, когда кажется, что уже никого и ничего не осталось.
     Теперь о самом концерте. В первом отделении, как уже было сказано, выступила израильская певица Светлана Кундыш. Несомненны и прекрасный голос, и высокий профессионализм певицы, но в целом ее манера кажется несколько старомодной. Большой стиль, который был естественен у певцов старшего поколения, сейчас выглядит архаично. Впрочем, некоторые вещи, особенно романсы на стихи Ицика Мангера, прозвучали великолепно. Тем более, что концертмейстером певицы был автор этих романсов – композитор Регина Дрикер.
     Все те, кто бывал на заключительных концертах клезфестов (а таких в зале было немало), заинтересованно ждали выступления их непременных участников: Анастасии Георгиевской, Евгении Лопатник и Ефима Черного. Все трое выступили великолепно. Ефим Черный – опытный артист,
Ефим Черный
прекрасный певец и, что не менее важно, носитель аутентичного идиша и аутентичной традиции еврейского пения, которые сохранялись в Молдавии дольше, чем в других регионах бывшего СССР. Его выступление стало, как всегда, настоящим праздником для публики.
     Но особенно интересно было следить за выступлениями молодых певиц, которые еще ищут свой путь в искусстве. Г-жа Георгиевская превзошла саму себя. Недавний концерт – несомненно, ее (на сегодняшний день) лучшее выступление. В нем прозвучали ноты никогда не существовавшего в Советском Союзе, но очень важного для новейшей еврейской культуры жанра, жанра кабаре. Песня на идише в исполнении Анастасии Георгиевской предстала не только как песня штетла, но, прежде всего, как песня большого города – “взрослое”, трагическое искусство.
      Евгения Лопатник представила очень интересные песни, созданные ей на стихи еврейских композиторов. Остается пожалеть, что большинству присутствующих из-за незнания идиша остался (увы!) недоступен синтез музыки и превосходной поэзии.
      На заключительные аплодисменты все участники концерта вышли во главе с Нехамой Лифшицайте, чтобы вместе с ней спеть ее коронный номер, песню на стихи Иосифа Керлера “Назло всем врагам народ Израиля жив!”
     И эта песня прозвучала так, что не осталось никаких сомнений: жив и здравствует.

Валерий Дымшиц
Фото: Михаила Хейфеца и Юрия Алейникова
Сайт создан в системе uCoz