"Народ мой" №1 (317) 15.01.2004

Он пел идишские песни

     Эмиль Горовец, любимый всеми известный еврейский певец советской эстрады, наверное, скорее бы назвал города и городишки, поселки и местечки на карте Советского Союза, в которых он еще не побывал, чем смог перечислить бы те, в которых он (со своим ансамблем) уже давал концерты. Везде, куда бы ни приезжал этот популярный эстрадный ансамбль на гастроли, ему оказывали не просто восторженный прием…Нет, ему оказывали самые настоящие почести. Особенно еврейское население небольших городков и поселков. Для них это было не просто знаменательное событие, это был самый настоящий праздник. В такой день о городке нельзя было сказать, что он оживал, нет, он буквально кипел и захлебывался. Даже у самых, казалось бы, вечно угрюмых и сердитых горожан глаза и лица в этот день светлели, и они улыбались, а может быть, это только всем казалось. На концерт шли всегда целыми семьями. Надевали все самое лучшее. Ведь к ним приехал сам Эмиль Горовец. Говорят, что даже птицы в парках и садах в этот день умолкали, чтобы услышать чарующий голос любимого певца.
     Родился Эмиль в одном из красивейших уголков Украины, в городе Гайсин Винницкой области. Когда началась Великая Отечественная война, два старших брата ушли защищать Родину, а его, молодого парнишку, эвакуировали в Среднюю Азию. В Ташкенте его приняли в студию Московского государственного еврейского театра, которым руководил С. Михоэлс. Театр и студия давали свои представления на всевозможных площадках: на эвакопересыльных пунктах для эвакуированного населения, в госпиталях для больных и раненых, в воинских частях для красноармейцев. В это время в Среднюю Азию были эвакуированы многие еврейские творческие коллективы, здесь же, в Средней Азии, издавалась еврейская газета “Ейникайт”.
     После войны театр и студия возвратились в Москву. Эмиль Горовец – один из ведущих молодых актеров. В постановке “Фрейлехс” он исполнял главную роль – жениха. С большим успехом этот спектакль шел почти пять лет на сцене Московского государственного еврейского театра-студии. Параллельно Эмиль учился и закончил институт им. Гнесиных. После убийства С. Михоэлса власти закрывают театр. Эмиль решает заниматься концертной деятельностью. В репертуаре его ансамбля еврейские народные песни, песни советской и зарубежной эстрады, песни советских композиторов и поэтов. Вместе с женой Маргаритой Полонской создает программу “Свадебный карнавал” Вместе с ними в программе выступала талантливая певица Мария Гордон.
     31 августа 1956 года состоялся сольный концерт Эмиля, на котором присутствовали официальные и правительственные лица. Это был триумф молодого певца, это было признание его таланта. А впереди его ждал новый триумф – Эмиль Горовец, известный советский певец и деятель еврейской культуры, удостаивается чести принять участие в праздновании 100-летия со дня рождения Шолом-Алейхема, которое состоялось в Париже в 1959 году. Здесь на конкурсе молодых исполнителей он завоевывает первое место. Многие известные композиторы того времени писали для Эмиля свои песни: Френкель, Мурадели, Хачатурян, Бабаджанян и другие. Он частый гость на радио, на телевидении. Его популярность среди еврейского населения росла даже, когда поступил запрет на еврейский репертуар в концертных программах. Очень часто люди в глухих провинциальных городишках просили исполнить еврейские песни, а он просто не имел возможности удовлетворить их просьбу. Программу его концертов в те времена утверждал худсовет филармонии, и любое отклонение от программы грозило лишением не только званий и регалий, но и запретом заниматься концертной деятельностью.
     В начале 70-х годов Горовец с семьей выезжает в Израиль. Но в те годы песни на идише были дороги и близки разве что старшему поколению репатриантов, для молодых израильтян эти песни не были так близки, а коренная израильская молодежь и старшее поколение жили совсем в иных музыкальных традициях. С чувством горечи невостребованности Эмиль переезжает в США, где он быстро завоевывает популярность. А вот сердце Эмиля суетливая, расчетливая Америка завоевать так и не смогла. В мыслях он вновь и вновь тянется к земле своих далеких предков, всем сердцем и душой он стремится быть полезным Израилю. И он возвращается туда, но Земля Обетованная по-прежнему, словно Снежная королева из сказки Андерсена, холодна к нему. Невозможность применить свои творческие силы, раскрыть свой талант вынуждает вернуться обратно в США. Он много гастролирует по стране. В его репертуаре песни на идише, русские, украинские песни и романсы, популярные итальянские арии. Поездки во Францию, Германию, Голландию и другие страны – всем этим он как бы стремился заполнить тот душевный вакуум и залечить душевные раны, которые еще долго давали о себе знать после встреч с Израилем.
     В Америке раскрывается еще одно яркое дарование певца – талант композитора. Эмиль пишет музыку для своих песен на стихи известных поэтов Мани Лейб, Бялика, Мангера, Фруга, Галкина, Гофштейна и др. Он выступает по радио и телевидению. Но триумфом и вершиной его труда и таланта (на новом поприще) многие исследователи считают выход в Нью-Йорке его большой пластинки под названием “Эмиль Горовец” с песнями на идише на слова Ан-ского, Котляра, Бронберга и др. В музыкальной программе американского радио он ведет передачу “Идиш и моя жизнь”, в которой подробно рассказывает о своей жизни, о выдающихся деятелях, с которыми работал и встречался. В этой же передаче звучали в его исполнении его любимые песни. Среди них и моя любимая песня “Кузина”, которая нет-нет вдруг всплывет в моей памяти.
     Впервые мне посчастливилось увидеть выступление Эмиля на сцене Московского государственного еврейского театра-студии в далекие пятидесятые годы. С тех пор я не пропускал ни одной возможности, чтобы приобрести очередную пластинку с записью его песен. Я храню эти пластинки как драгоценнейшие реликвии, как добрую и светлую память о своем кумире. Я не пропускал ни одного концерта, когда Эмиль приезжал в наш город. А сегодня с чувством особой гордости и сопричастности к тому времени я рассказываю молодым людям, как переполненный зал устраивал, стоя, бурную овацию непревзойденному певцу.
     Эмиль Горовец был красив, опрятен, подтянут не только на сцене, но и в жизни. Он был очень интеллигентен от природы, в нем не было и тени заносчивости, часто свойственной многим современным молодым певцам. Наоборот, в нем чувствовалась всегда доброжелательность к людям, невзирая на их ранги и звания, он всегда откликался на их просьбы и был готов петь для них, не умолкая.
     Скончался великий маэстро в 77 лет. Проститься с ним и проводить в последний путь пришли тысячи людей. Таков был жизненный путь великого певца из маленького украинского городка.

Борис Дорфман,
г. Львов
Сайт создан в системе uCoz